Сколько на самом деле зарабатывают казахстанские художники?

Опубликовано: 11 Января 2019 Автор: Ольга ОРЛОВСКАЯ | Астана
Сколько на самом деле зарабатывают казахстанские художники?
cyprusfortravellers.com
просмотров 1584

Должен ли художник быть голодным? Споры на эту тему не утихают и по сей день. В истории немало примеров, когда нищие живописцы, музыканты и писатели, вопреки обстоятельствам, обретали всемирную славу. Пусть даже и после ухода в мир иной. А что думают о пользе аскезы современные художники и сколько на самом деле зарабатывают?

На мой взгляд, это плод идеологии прежней эпохи, когда важно было уравнять всех, – говорит график, член Союза художников РК Тимур Ордабеков. – Согласно этой теории, преуспевающий художник символизировал буржуазный мир, в то время как бедный не вырывался из нужного контекста. Такой художник жертвовал личным комфортом ради некой особой идеи. Думаю, сейчас пришло время развенчать это опасное заблуждение. Настоящий талант должен быть не только признан морально, но и материально. 4.jpg

Своего коллегу поддерживает талантливый живописец, член Союза художников РК Нурлан Килибаев, по мнению которого сегодня концепт «бедный художник» должен наконец уйти в прошлое.

Почему творчески одаренный человек, умеющий выразить не только свои, но и чужие мысли адекватно и оригинально, должен прозябать, пытаясь свести концы с концами? – задается вопросом он. – Мировой опыт хотя бы последних двух веков, не говоря о последних десятилетиях, показывает нам, что для художника нет и не должно быть ограничений в реализации своего дара. При этом он должен получать за свой труд достойное вознаграждение.

Кандидат искусствоведения, ассоциированный профессор КазНПУ им. Абая, член Союза художников Мадина Султанова говорит, что художник не должен быть бедным и больным.

– Думается, все зависит от идеологии, целесообразной в тот или иной момент времени, – считает она. – С другой стороны, перед художником практически постоянно стоит выбор – поступиться своим творческим «Я» в пользу коммерческой выгоды или же заниматься чистым творчеством, чтобы умереть бедным, больным и безвестным. Многие художники выбирают путь посередине, стараясь совместить талант и требования своего времени. Но это получается нечасто. Мы вступили в эпоху, когда творческий потенциал человечества важен, как никогда. По сути, это во многом и есть тот неисчерпаемый энергетический ресурс, который способен обеспечить нам устойчивое развитие. И роль художника как носителя этого ресурса важна, как никогда прежде. Так почему он должен быть беден?

Сколько же зарабатывают казахстанские художники? Поговорив с экспертами, мы выяснили, что отечественным живописцам, например, живется легче, чем графикам, прикладникам и скульпторам. Живопись в нашей стране – это более раскрученный вид искусства. А за рубежом, напротив, востребована графика. Мастера прикладного искусства в Казахстане котируются не очень – общество до сих пор видит в них просто авторов «поделок». Особняком стоят адепты актуального искусства – их радушно встречают за рубежом, где продавать свои работы гораздо легче.

При оценке заработка художников стоит учитывать их затраты на материалы. Краски, холст и багет обходятся в среднем в 100 тысяч тенге, но сумма может меняться в зависимости от их качества. Скульпторы же тратят на материалы огромные суммы – одной только бронзы на средний памятник может уйти на миллион тенге, не говоря уже о мраморе. Мастерам прикладного искусства тоже приходится раскошеливаться. К примеру, одни только материалы для среднего ковра или гобелена размером примерно 1 х 2 метра обойдутся в 200 тысяч тенге и выше.

Условно казахстанских художников можно разделить на три типа.

Корифей

Он успешен, его работы продаются не меньше чем за 10–15 тысяч долларов. Признание он получил еще в прошлом веке, как правило, является членом Союза художников, а значит, имеет право на первостатейные госзаказы. В чем-чем, а в профессионализме ему не откажешь – владеет отличной техникой, хотя и давно забыл, что такое настоящее творчество. Почивает на лаврах, перестал экспериментировать. Ему достаточно продать хотя бы одну картины за полгода, чтобы не бедствовать. Соотношение материальных затрат и стоимости работ неадекватное.

Мастер старой школы

Родился, как правило, в середине прошлого века. Отличный живописец, который бережно хранит традиции old school, его работы отличают профессиональная техника и мнимая простота. Ставит настоящее искусство превыше рыночной конъюнктуры, а поэтому живет далеко за городом, у него нет машины и арт-агентов. Не может устроиться преподавателем в художественный вуз, так как не имеет регалий и ученой степени. Как правило, такого мастера поддерживают искусствоведы, которые часто просят знакомых кураторов выставок включить его работы в экспозицию.

5.jpg

В среднем его картина размером 60 х 70 см стоит около тысячи долларов, однако если попросят отдать работу за 500, согласится и будет счастлив. Продажа полотен для него – большая удача, хотя сами произведения действительно того стоят. Потому как не найдешь в них лубочных батыров и вечных лошадей. Печально, что живет он не слишком богато и спокойная достойная старость светит ему едва ли.

Бизнесмен от искусства

Выдвинулся в 90-е как «молодой и свежий». Возможно, завоевал молодежную премию, нашел свой стиль и живет им до сих пор, не понимая, что давно пора что-то менять. Выезжает только на своей технике, которую, в принципе, отлично отточил, но новыми идеями не блещет.

Может работать в художественном вузе за зарплату и запись в трудовой книжке. Средняя стоимость его картин размером 70 х 90 – от трех тысяч долларов. Побольше – уже пять. У него всегда под рукой фото своих работ в отличном качестве, мобилен и сидит только на частных заказах.

25. Килибаев Н. 7 КАЗЫНА 100-115 х.м 2010г..jpg

Понятно, что на одну зарплату семью не прокормишь, поэтому начинает писать картины, подстраиваясь под требования рынка (батыры, красавицы, дети, ханы, лошади и т. д.). Что-то изменить в своей жизни ему трудно – привыкает к деньгам и уже не грезит никакими творческими прорывами. Как ни странно, художники этого типа весьма успешны и узнаваемы в Казахстане, но почти неизвестны за рубежом. Однако мастера это мало волнует. В среднем он зарабатывает 300–400 тысяч тенге в месяц, и этого ему хватает.

 
Еще Иоанн Златоуст называл бедность «сокровищем некрадомым, жезлом несокрушимым, приобретением неоскудеваемым». В древности считалось, что аскетизм дает человеку дополнительные силы для духовного, личностного и творческого роста.

Бедность была верным спутником многих известных личностей – Шуберта, Мусоргского, Блейка, Уайльда, Ван Гога. А за Эдгаром По даже закрепилась слава «голодного художника». Вместо ожидаемой потери жизненного тонуса и апатии нужда нередко производила обратный эффект: творческих людей посещали порывы вдохновения, и они обретали удивительную работоспособность. Но это только если у них была в запасе сила воли. Более чем уместна была аскеза и для иконописцев. Пусть даже строгий пост изматывал и доводил до обмороков, зато лики, написанные в таком состоянии, получались более одухотворенными и глубокими.

Этому эффекту есть научное объяснение. Умеренное, но не избыточное (!) голодание улучшает кровоток и снабжение мозга кислородом. Да и современные исследования подтверждают – голод способствует очищению организма, избавляя его от старых и омертвелых клеток, высвобождая большое количество столь необходимой человеку энергии. С другой стороны, а как же тогда примеры Рубенса, Рембрандта? Ведь эти мастера жили на широкую ногу, их произведения еще при жизни оплачивались более чем щедро… Вот, правда, в личной жизни они не были счастливы. Получается, таким образом мастера расплачивались за свой успех?


Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале