В США завершилась выставка легендарной арт-группы «Кызыл Трактор»

Опубликовано: 03 Декабря 2018 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Шымкент
В США завершилась выставка легендарной арт-группы «Кызыл Трактор»
© «Кызыл Трактор»
просмотров 3460

В галерее Mana Contemporary Джерси-Сити (США) завершилась полуторамесячная ретроспективная выставка легендарной арт-группы «Кызыл Трактор». Настолько широко творчество известного в Казахстане коллектива, не перестающего удивлять мир своим нетривиальным подходом к воплощению творческих идей.

Зародилась прославленная ныне арт-группа, носившая на первых порах название «Чимкент-Трансавангард» в 1990 году. Ее костяк составили практикующие преподаватели-реформаторы и креативные студенты Чимкентского художественного училища им. А. Кастеева. В группу, основанную последователем школы пространственно-структурной композиции Виталием Симаковым, вошли ныне ушедшие из жизни Молдагул Нарымбетов и Игорь Евсеев, разъехавшиеся по разным странам и городам художники Юрий Евсеев, Измаил Арсланов, Вадим Коростелев, Асхат Ахмедьяров, а также Гульнар Мырзагаликова и Равиль Абдулов. С основания по нынешний день в группе – ее идейный вдохновитель Виталий Симаков, Смаил Баялиев, Саид Атабеков и Арыстанбек Шалбаев. Началось все с семинаров, которые проводил для студентов Виталий Симаков, – рассказывает о зарождении группы Смаил Баялиев. – Вначале он работал со студентами, рассказывая о новой теории пространственно-структурной композиции, затем его семинарами заинтересовались преподаватели. Я тогда работал в Союзе художников. Узнал об этих занятиях и тоже поспешил присоединиться к группе, познакомившись с Виталием Арсентьевичем. С тех пор прошло без малого 30 лет, но нам по-прежнему интересно вместе. На первых порах наша арт-группа была более внушительной по составу, но одни уехали, другие просто отсеялись. В 2012 году ушел из жизни Молдагул Нарымбетов, и теперь нас четверо. KZTR-01.jpg

Для художников, как и для жителей всего постсоветского пространства, 90-е были временем непростым. Но именно в эти годы для творческих людей открылась возможность для альтернативного и свободного искусства. 

Мы начали выставляться, и наши экспозиции были совершенно непохожи на другие выставки, – добавляет Смаил Баялиев. – В Шымкенте наши работы можно было увидеть в галерее современного искусства, появившейся в начале 90-х в областном историко-краеведческом музее. Однажды, готовя очередную экспозицию, мы стояли у входа в музей и думали над названием выставки. В паре метров от нас на постаменте стоит трактор, окрашенный в красный цвет, – памятник индустриализации 30-х годов. И тогда Молдагул говорит: «Что тут думать? Пусть будет «Кызыл Трактор». Мы согласились. И вскоре это название закрепилось за всей нашей группой. Хотя после «Трансавангарда» были и другие названия: «Группа СаА», «Структурная школа Си». Но прижился в итоге «Кызыл Трактор» – название, под которым мы творим по сей день. «Чимкент-трансавангард» – это наши истоки, – вступает в разговор Саид Атабеков. – Есть русское искусство, французское, итальянское. В начале 90-х нам хотелось создать казахское искусство, хотелось быть непохожими на других. Название «Кызыл Трактор» ассоциируется с авангардным трудовым энтузиазмом. Нам очень хотелось показать свой особый почерк, по которому бы читалось казахское искусство.

1998 году арт-группа «Кызыл Трактор» впервые показала себя за пределами страны, получив приглашение от куратора Вильнюсского центра современного искусства Раминты Юринайте.

3.jpg Незадолго до этого в музее им. А. Кастеева был организован так называемый Парад галерей, участие в котором приняли представители 12 галерей мира, – вспоминает Смаил Баялиев. – Мы тоже были в числе участников, но нам сказали, что внутрь не пустят, так как в своих перформансах мы используем огонь, дым адыраспана. Тогда перед самым входом мы соорудили из палок импровизированный забор, на котором развесили свои работы, и в костюмах шаманов и дервишей провели перформанс. Молдагул бил в собственноручно изготовленный барабан, я играл на кобызе, у других участников тоже были свои роли. Правда, тогда мы все делали интуитивно, но было интересно. Нас заметили и пригласили в Вильнюс. Приглашая нас, Раминта Юринайте сказала, что откроет для нас окно в Европу. Так и вышло.

С тех пор прошло 20 лет. Никого уже не удивляет некогда модное направление в искусстве контемпорари-арт, работы же «Кызыл Трактора» по-прежнему актуальны и востребованы. Очередным подтверждением тому стала прошедшая в Нью-Йорке ретроспективная выставка «Коллекция мыслей: придумывая истории». Масштабная экспозиция стала частью специальной программы Нью-Йоркской недели азиатского современного искусства ACAW и проекта «Фокус Казахстан», организованного Национальным музеем РК при поддержке Министерства культуры и спорта страны в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру».

На выставке было представлено около 300 экспонатов: живопись, графика, монументальные скульптурные работы, пространственные объекты, архивные фото и инсталляции, созданные в разные годы Молдагулом Нарымбетовым, Виталием Симаковым, Смаилом Баялиевым, Саидом Атабековым и Арыстанбеком Шалбаевым. Центральное место в масштабной экспозиции занимала живопись Молдагула Нарымбетова. Его работы для выставки были представлены Евразийским культурным альянсом, а сотни других экспонатов собраны в мастерских самих художников, музейных и частных коллекциях Казахстана и Центральной Азии.

4.jpg Название выставки «Коллекция мыслей: придумывая истории» связано  с тезисом куратора выставки Лизы Ахмади, называющей художника – первым коллекционером, – поясняет Саид Атабеков. – Она отобрала архивные работы, которые нас вдохновляют и которые мало кто видел. Мы вначале не поняли замысел, но когда вникли – стало очень интересно. Кроме того, на открытии выставки мы показали один из наших известных перформансов «Очищение». Мы давно работаем вместе, и наши работы близки по духу, – добавляет Смаил Баялиев. – Поэтому даже при том, что каждый из нас представляет из себя самодостаточную творческую единицу, нам несложно придумать для наших работ общую концепцию, чтобы представить свое творчество на той или иной выставке. Так было и с экспозицией в Нью-Йорке.

Казахстанская выставка стала ярким событием на Азиатской неделе современного искусства в США. Курировавшая выставку Лиза Ахмади назвала художников «Кызыл Трактора» первыми казахстанскими коллекционерами, вышедшими за рамки привычного понимания арт-рынка.

Они всегда творят сердцем, – говорит об участниках легендарной арт-группы куратор казахстанской экспозиции Влад Слуцкий. – Это редкое явление самородков, похожее на которое за семь лет работы в США я не видел ни разу. Реакция людей на экспозицию – восторг и удивление, потому что здесь машина искусства играет по другим правилам. Это правило очень успешно нарушает «Кызыл Трактор».
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале