Миграция в города может спасти пчел и шмелей от вымирания

Опубликовано: 27 Июня 2018 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана
Миграция в города может спасти пчел и шмелей от вымирания
pixabay.com

Уже два года международные и научные организации пытаются обратить внимание всего мира на катастрофическое сокращение мировой популяции пчел, и не столько потому, что с лица планеты может исчезнуть еще пара видов – такое происходит едва ли не ежедневно. Причина в том, что эти насекомые являются важнейшим опылителем сельскохозяйственных культур. С их вымиранием упадет урожайность, что приведет к дефициту продовольствия и последующему голоду.

Полезных насекомых уничтожают изменение климата, всяческие пестициды и фунгициды, а также всемирное распространение специфических клещей-паразитов. Как сообщает портал The Guardian со ссылкой на результаты научного проекта, опубликованные в журнале «Труды Британского Королевского общества», ученые, возможно, нашли способ отсрочить вымирание желто-черных насекомых, пока не найдется вариант получше.

honey-1_leaderpaper-2.jpg

Исследователям удалось выявить интересный факт: оказывается, колонии шмелей (разновидность пчел) в городских районах не только производят больше потомства, чем их собратья в сельской местности, но и имеют более богатую кормовую базу, лучше защищены от вторжения паразитических собратьев по пчелиной семье (пчел-кукушек), да и живут «городские» дольше.

«Наше исследование не утверждает, что города обязательно являются идеальной средой обитания для пчел, – подчеркивает ведущий автор проекта, докторант Лондонского университета Эш Самуэльсон, – просто они лучше чувствуют себя в городах, нежели в сельской местности». merlin_136796268_b759f336-0d4c-4dc1-9352-d5f9bf46087b-superJumbo.jpg

Уверенность ученых зиждется на результатах эксперимента. По весне Самуэльсон и его коллеги отобрали насекомых для создания 38 колоний, поместили их в ульи, после чего расселили шмелиные семьи на протяжении примерно 60 километров: от центрального Лондона до города Бейзингстока в графстве Гемпшир (к слову, одна из локальных хоккейных команд именуется Bracknell Bees – «Брэкнеллские пчелки»). Пять семей разместили в полевых (сельскохозяйственных) условиях, 16 – в деревнях и 17 – в городской черте.

Исследователи навещали своих подопечных раз в неделю, ночами, когда шмели отдыхают от трудов праведных, чтобы можно было сосчитать всех особей колонии, проведать матку-королеву, проверить запасы пыльцы и нектара, в общем – составить целостную картину поселения. Кроме того, при необходимости ученые удаляли пчел-кукушек, а также прореживали чрезмерно разросшиеся популяции, имитируя естественную тенденцию покидания родного гнезда взрослеющими особями. Также проводился мониторинг всех 38 семей при помощи аэрофотосъемки с охватом радиуса 500 метров.

44334bf7-c9b6-4e50-bcb0-43089034dc52.jpg

Как показал анализ, успех колоний был напрямую связан с местом размещения, причем эффективность хозяйствования городских и деревенских семей была на одном уровне, а вот у полевых пчел дела шли плохо. Именно эти колонии чаще всего становились мишенями для вторжения пчел-кукушек, вероятно потому, что загрязнение воздуха в населенных пунктах может маскировать химические сигналы, выделяемые колониями, чем затрудняет поиск гнезд.

По мнению ученых, в пользу городского проживания пчел играет большое ботаническое разнообразие цветников и парков для кормежки, а также отсутствие протравы таких парков пестицидами, в отличие от сельской местности.

«Этот проект является окончательным свидетельством ценности городских районов для шмелей, – заявила журналистам не участвовавшая в исследовании профессор экологии из Бристольского университета Джейн Меммотт. – Более того, помощь городским насекомым опылителям – это такой проект сохранения природы, в котором может участвовать каждый. Если у вас есть балкон или даже просто залитое солнцем место, вы можете выращивать растения, что будет полезно как для пчел, так и для людей».