просмотров 2674

Виновные в крушении поезда в Жамбылской области были взяты под стражу в зале суда

Опубликовано: 29 Марта 2019 Автор: Галина ВЫБОРНОВА | Тараз
Виновные в крушении поезда в Жамбылской области были взяты под стражу в зале суда
© Денис ХРАМОВ

После оглашения приговора виновные в крушении поезда, происшедшего в Жамбылской области прошлым летом, были взяты под стражу в зале суда.

Шуский районный суд, рассмотрев уголовное дело в отношении заместителя начальника Шуской дистанции пути АО «НК «КТЖ» Бейбита Ченсызбаева, начальника производственного участка № 2 Каркена Жакипова и его заместителя Ерболата Ахаева, признал их виновными в нарушении правил безопасности движения, повлекшем по неосторожности смерть человека.

…То был жаркий летний день. Время обеда. Пассажиры поезда № 9/10 «Байтерек», следовавшего из столицы в Алматы, дружно разворачивали свои пакеты с яйцами и картошкой, доставали заготовленные бутерброды, курочек, колбаску – все, что было заботливо собрано в дальнюю дорогу. Кто-то мыл руки перед едой, кто-то наливал кипяток, кто-то продолжал разгадывать кроссворд. До Шу оставалось каких-то 10 километров, а до ближайшей станции Бирлик – километра три. Как вдруг поезд затрясся, дернулся, и… пол стал уходить из-под ног. И все повалилось, посыпалось, полетело: сумки, чемоданы, люди… А дальше – шок, боль, бесконечный ужас.

Стрелки циферблата показывали 13.25. Шесть пассажирских вагонов сошли с рельс, три из них опрокинулись. 26 пассажиров получили травмы, погиб один ребенок – 12-летний Алеша Мальнев из поселка Кушокы Карагандинской области. Родители везли мальчика отдыхать на Иссык-Куль, а перед этим собирались посетить Шу, где когда-то жили. Но получилось, что вместо отдыха их ждали похороны…

IMG-20180617-WA0025.jpg

Для расследования причин крушения были созданы комиссии АО «НК «КТЖ» и Комитета транспорта МИР РК с привлечением ведущих специалистов российских и казахстанских научных организаций в сфере железнодорожного транспорта. Полиция проводила свое расследование. Очень важными оказались показания машиниста, который, между прочим, сразу же сообщал диспетчеру станции Бирлик, что применил экстренное торможение, увидев искривление пути. Эта фраза тогда не всеми была верно понята, особенно теми, кто не является специалистом. Напрашивался вопрос: что же это за искривление? А может, машинисту просто привиделось?

IMG-20190329-WA0006.jpg

Нет, не привиделось. Искривление пути действительно было. То есть машинист оказался абсолютно не виноват. А виноваты те, кто не обеспечил безопасность движения! Как было отмечено в приговоре суда:

«Ченсызбаев, Жакипов и Ахаев в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, предъявляемых им должностными инструкциями, не обеспечили содержание в исправности магистральной железнодорожной сети… При надлежащем исполнении своих обязанностей, при должном анализе они имели полную возможность выявить существенное изменение пути на 1 500-м километре, его опасность для железнодорожного транспорта, а также принять меры для предотвращения крушения.

Однако вышеуказанные лица, пренебрегая своими должностными обязанностями, самонадеянно предполагая отсутствие угрозы безопасности движения, в период с марта по июнь 2018 года не выявили рост отступлений (от нормы. – Авт.) 2-й степени по количеству и параметрам до опасного фактора».

И далее: «Отсутствие анализа, планирования работ, их фактического исполнения и контроля за состоянием пути в целом, а также отвлечение сил и средств Шуской дистанции пути и производственного участка № 2 на мелкие и незначительные работы привели к искривлению пути и в последующем к крушению пассажирского поезда».

То есть речь идет об обычном разгильдяйстве, халатности и надежде на авось, которые и привели к таким ужасающим последствиям.

В результате крушения от полученных травм скончался Алексей Мальнев 2006 года рождения, Байжанову Альби 1970 года рождения причинен вред здоровью средней степени тяжести, еще 25 лицам причинен вред здоровью легкой степени тяжести. Материальный ущерб, причиненный АО «Пассажирские перевозки», составил 846,5 млн тенге. Кроме того, филиалу АО «НК «КТЖ» – Жамбылскому отделению магистральной сети за восстановительные работы на месте схода поезда и замену одной опоры контактной сети причинен ущерб на сумму свыше 784 тысяч тенге, – проинформировал председатель Шуского районного суда Ернар Жаманкулов.

Суд приговорил Бейбита Ченсызбаева к трем с половиной годам лишения свободы, Каркена Жакипова и Ерболата Ахаева – к двум годам. Отбывать наказание они будут в учреждении уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности (колонии общего режима). Все трое лишены права занимать должности, связанные с обеспечением безопасности железнодорожного транспорта в течение трех лет.

Осужденные были взяты под стражу в зале суда. И по их лицам было видно, что такой исход дела стал для них полной неожиданностью.

Да, похоже, никто из них не ожидал, что может понести реальное наказание, – сказал судья после процесса. – Все трое были уверены в своей непогрешимости. Вину ни один из них не признал. Послушать их, на работе у них был полный ажур и никакого выброса пути вообще не наблюдалось –крушение они объясняли тем, что, дескать, вагоны были какие-то не такие. Но экспертиза подтвердила, что вагоны были абсолютно исправны. «Неисправности» оказались в отношении осужденных к своим непосредственным должностным обязанностям.

Суд частично удовлетворил исковые требования родителей погибшего мальчика о возмещении материального и морального ущерба. Осужденным предстоит выплатить родным Алеши Мальнева в солидарном порядке 498 тысяч тенге в качестве компенсации материального ущерба и три миллиона тенге – морального. 500 тысяч тенге получит от АО «Пассажирские перевозки» потерпевшая Ахметова. Остальные же многочисленные иски о взыскании морального вреда остались без рассмотрения. И судья объяснил почему. Оказывается, они были предъявлены ненадлежащему ответчику. То есть пострадавшим пассажирам следует спрашивать не с АО «НК «КТЖ», а непосредственно с АО «Пассажирские перевозки». И это, по словам судьи, еще не поздно сделать.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале