Бесстрашие в режиме онлайн

Опубликовано: 29 Декабря 2017 г. Автор: Гульсум КУНЕЛЕКОВА | г. Алматы
Бесстрашие в режиме онлайн
talisman-sk.com.ua
просмотров 1226

В Новом году в Казахстане может появиться онлайн-страхование. Это произойдет в случае принятия в стране проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и страховой деятельности». Продажа страховых услуг через Интернет позволит повысить их качество и снизить стоимость, а также сделать более доступными в регионах, сообщили «ЭК» в Национальном банке РК.

Проект закона инициирован Нацбанком в этом году и внесен на рассмотрение в мажилис парламента. Он предусматривает создание правовой основы заключения договоров страхования в электронной форме, а также устанавливает требования к автоматизации и интернет-ресурсам страховой организации, защите персональных данных и обеспечению кибербезопасности.

По статистике, более 70% жителей Великобритании покупают страховку посредством сети Интернет. Во Франции клиентов, приобретающих полис в онлайн-режиме, около 50%. Определенное развитие в сфере интернет-продаж страховых услуг наблюдается и в России. 4 июня 2014 года там был принят Федеральный закон, которым внесены изменения, касающиеся особенностей реализации страховых услуг в электронном виде.

В Казахстане же сегодня онлайн-страхование сводится к заказу полиса на сайте страховой компании. Страхователь оставляет заявку в электронной форме, а страховая компания организует доставку договора страхования через курьера (почтой) по месту нахождения страхователя.

В классической форме онлайн-страхование предусматривает оформление электронной формы договора страхования через интернет-ресурс страховой организации и оплату страховой премии безналичным платежом. Также, сообщают в Нацбанке, в законопроекте предусмотрена обязанность «постпродажного» обслуживания клиентов: предоставление возможности для переоформления, расторжения договора страхования, проведения оценки размера причиненного вреда, отправки заявления и документов для получения страховой выплаты.

По данным Агентства по статистике РК, на сегодня 3/4 населения  республики являются пользователями сети Интернет, уровень цифровой грамотности казахстанцев оценивается в 76%, однако онлайн-покупки товаров и услуг совершают менее 10% интернет-пользователей. Тогда как в мире онлайн-покупки делают в среднем около 50% пользователей.

Однако государство оптимистично в своих прогнозах. Так, согласно госпрограмме «Цифровой Казахстан», к 2021 году доля пользователей сети Интернет составит 81% населения страны, а уровень цифровой грамотности – 81,5%. В Нацбанке также прогнозируют, что с ростом интернет-пользователей и количество страхователей в Казахстане в ближайшие годы увеличится до 10%. Тем более что использование электронных полисов упростит процедуру заключения и получения страховки, без обращения в офис страхователя или к страховому посреднику, а также снизит расходы страховых организаций.

У банковских депозитов появятся конкуренты

Также в новом законопроекте Нацбанком РК инициированы поправки в налоговое законодательство, предусматривающие стимулирование долгосрочного накопительного страхования жизни: исключение из налогообложения страховых выплат для таких продуктов.

Новыми поправками также предлагается осуществить переход от страхования гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов к страхованию имущественных интересов самого туриста, выезжающего за рубеж.

Кроме того, с учетом международной практики действующее законодательство дополнится понятием вмененного страхования. Его преимущество в том, что при законодательно закрепленном требовании о наличии договора страхования профессиональной ответственности детальные условия страхования определяются не законом, а соглашением сторон.

В целях защиты интересов потребителей страховых услуг проектом закона предлагаются и поправки в части расширения полномочий страхового омбудсмена по урегулированию разногласий по всем классам страхования (обязательным и добровольным). Законопроектом четко определена сфера деятельности страхового омбудсмена. Так, обратиться к нему за помощью смогут физические лица и субъекты малого предпринимательства. Иные юридические лица имеют право обратиться только по классу обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того установлен лимит по сумме заявленных требований по разногласиям указанных лиц в размере 10 000 МРП.

С учетом международной практики проектом закона также предполагается предусмотреть гарантирование АО «Фонд гарантирования страховых выплат» отдельных социально-значимых продуктов страхования жизни (аннуитетного страхования).

Кроме того Нацбанком проводится работа по совершенствованию законодательства страны в части требований к страховым продуктам
Unit-linked (сочетают в себе одновременно инвестиции и страхование жизни). Это составит здоровую конкуренцию банковским депозитам и паевым фондам, считают в Нацбанке РК.