просмотров 1940

Что делать государству, чтобы не разбежались люди труда?

Опубликовано: 01 Марта 2021 Автор: Андрей СОЛОВЬЕВ | Алматы
Что делать государству, чтобы не разбежались люди труда?
©ЭК/Алимжан БАРАНГУЛОВ

В ближайшие месяцы в странах Евразийского экономического союза включится интегрированная информационная система «Работа без границ». Это очень большой шаг в формировании единого рынка труда на евразийском пространстве. Какими могут быть первые результаты?

Из всех базовых рынков – инвестиций, товаров, рабочей силы – последний в ЕАЭС развивается наиболее последовательно и спокойно. Может быть, отчасти поэтому создание «Работы без границ» шло быстро: Евразийская экономическая комиссия начала разработку проекта в 2019 году, и в конце 2020-го все было готово, даже несмотря на сложности, связанные с пандемией. Такие сроки вообще не очень типичны: в рамках ЕАЭС собираются внедрить 89 различных интегрированных информационных систем, но реально пока подключено только 19, еще по 48 разработаны технические проекты и правила реализации. А здесь – форсированное создание и запуск сложного, не имеющего прецедентов, проекта!

Официально цель «Работы без границ» формулируется так: «ускорение содействию в процессах свободного перемещения трудовых ресурсов, расширение возможности трудоустройства, сферы поиска персонала для работодателей, внедрение цифровых инструментов, которые бы позволили по-новому взаимодействовать рынкам труда стран ЕАЭС». В переводе на обычный язык это означает, что система должна обеспечить условия для быстрых «встреч» между работниками и работодателями пяти стран ЕАЭС, для чего нужно задействовать возможности пяти существующих национальных систем трудоустройства и занятости. «Работа без границ» позволяет очень быстро найти любую вакансию или резюме в базе данных другой страны. На казахстанской электронной бирже труда сейчас размещено более 60 тысяч резюме и более 50 тысяч вакансий. Конечно, этим потенциал нашего рынка труда не исчерпывается, обе позиции будут расти. Для сравнения – на аналогичном кыргызском ресурсе суммарно зарегистрированы более 100 тысяч пользователей, на российской базе «Работа в России» – 3,5 миллиона резюме и более полумиллиона вакансий. Эти базы постоянно пополняются, суммарно в них более 600 тысяч вакансий и более 3,6 миллиона резюме.

В течение первого года действия системы ожидается, что количество ее пользователей составит не менее 500 тысяч человек, не менее 100 тысяч откликов по вакансиям, – заявил координатор проекта Илья Моисеев. – Количество обращений к системе – один миллион, приглашений от работодателей – больше 10 тысяч. Комиссия приложит все усилия, чтобы достичь этих показателей.

Запустив «Работу без границ», Евразийская экономическая комиссия займется следующим этапом интегрирования рынка труда: разработкой цифровых сервисов для полноценной цифровой экосистемы в сфере трудоустройства и занятости. С помощью будущего ресурса и работники, и работодатели смогут дистанционно и заранее получать полный спектр услуг, нужных для трудоустройства.

Итак, система вот-вот заработает. Стоит вспомнить, что из пяти стран-союзниц две, Армения и Кыргызстан, традиционно являются донорами трудовых ресурсов, причем Кыргызстан – очень крупным. Беларусь тоже, хотя заметно меньше и только для России, а Россия сама – масштабный реципиент. В Казахстане же картина смешанная: по разным оценкам, от 500 до 700 тысяч наших сограждан работают в России (по крайней мере, до пандемии), но и мы принимаем на нашем рынке труда определенное количество граждан Кыргызстана. Что даст Казахстану новая цифровая платформа?

Чем заграница привлекает казахстанских специалистов?
читайте далее

Главный магнит трудовой миграции на всем постсоветском пространстве – Россия. В российской экономике зарплаты хоть и не радикально, но все же выше казахстанских – по крайней мере, так было до пандемии. Например, в 2016 году в долларовом исчислении средняя зарплата в обрабатывающей промышленности России была 521 доллар, в Казахстане – 449, в здравоохранении, соответственно, 448 и 310 долларов, в образовании – 423 и 276. Последующие испытания в виде снижения цен на нефть и карантинных ограничений понизили зарплаты в обеих странах, но в России они все же остались выше. В этом одна из причин стабильного превышения числа выехавших на постоянное место жительства из нашей страны над въехавшими. И этот процесс для кадрового потенциала все более ощутим: по данным официальной статистики, за 2019 и 2020 годы одних только медиков из Казахстана уехало почти полторы тысячи человек, а специалистов технических сфер – более 8,7 тысячи.

Пандемия рано или поздно закончится, и начнется восстановление национальных экономик, вырастет спрос на специалистов. Чтобы привлекать их из других стран ЕАЭС, мы, естественно, должны предложить им хорошие деньги. Если в горнодобывающей сфере казахстанские работодатели могут конкурировать с российскими коллегами, то уже в нефтянке это сложнее. А в других промышленных секторах вовсе невозможно. В России в энергомашиностроении и в оборонной промышленности работают огромные предприятия, получающие стабильные и серьезные заказы от госкорпораций. У нас просто нет производств такого масштаба, а значит, нет и возможности конкурировать по зарплатам.

Конечно, речь не идет о том, чтобы пытаться как-то, административными методами, препятствовать переезду специалистов на работу в другие страны. Но ведь что-то делать надо! Нужен анализ тех групп специальностей, которые будут наиболее востребованы в Казахстане в первую очередь. Для удержания таких специалистов и подготовки квалифицированной молодежи можно расширить существующую практику индивидуальных договоров с работодателем с серьезной доплатой за наставничество. Нужна интенсификация системы дуального образования, может быть, нужны более четкие условия обучения и стажировки: если молодой рабочий получил хорошую подготовку на производстве, то обязан определенное время отработать на нем или компенсировать потраченные средства. При госорганах, курирующих промышленность, или при профессиональных объединениях имеет смысл создать единую базу данных квалифицированных специалистов. И работать с ними индивидуально: если собрался такой сотрудник уезжать на работу за границу, постараться подыскать ему альтернативу в Казахстане с адекватной зарплатой.

Что-то делать с качественным потенциалом нашего рынка труда надо уже сейчас. Иначе даже самая проработанная промышленная программа может не заработать. В начале 2000-х у нас уже была политика импортозамещения, из которой ничего не получилось. А с кадрами тогда было еще не так плохо, как сейчас…

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале