просмотров 532

Геополитическая ситуация создает условия для развития транзитных проектов ШОС

Опубликовано: 12 Ноября 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Геополитическая ситуация создает условия для развития транзитных проектов ШОС
pixabay.com

Одним из главных событий недавней встречи глав правительств стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедшей в Ташкенте, стало подписание меморандума о взаимной интеграции национальных транзитных систем. Для чего нужна эта инициатива и какими могут быть ее перспективы?

ШОС давно необходимо более ясно обозначить свою экономическую составляющую. Создавалась организация, как известно, для решения политических задач, в первую очередь в сфере безопасности. Опыт оказался позитивным, а ШОС даже стала расширяться. Сегодня в объединение входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Россия, Узбекистан, Индия, Пакистан и еще 10 государств в качестве наблюдателей и партнеров. Об определенной успешности организации можно судить уже хотя бы по тому, что в ней состоят Индия и Пакистан, отношения которых балансируют на грани войны, а зачастую и переходят ее. С другой стороны, до сих пор ШОС остается, в основном, клубом для обсуждения больших геополитических проблем, и ей явно чего-то не хватает. Вот как прокомментировал ситуацию еще в 2008 году китайский эксперт Сюй Тункай: «С момента создания ШОС внешнеполитическая ситуация изменилась. Сегодня без развития экономического сотрудничества организация обречена на провал». Провала не произошло, но необходимость наращивания экономического аспекта сотрудничества становится все более очевидной. Особенно в последний год – после начала торговой войны между Китаем и США.

Сама география дает шанс странам – участницам ШОС получить экономические дивиденды от этих геополитических процессов. Для Пекина после ограничения доступа на американский рынок его товаров становится крайне важным развитие торговли со странами Евросоюза и Ближнего Востока. А для Индии не лишним будет появление новых логистических схем в направлении ЕС и арабских нефтяных стран: напрямую ее американо-китайский конфликт не касается, но если начнется эскалация, то неизвестно, что будет с традиционными морскими путями. А Дели, как и Пекин, именно по ним получает огромные объемы нефти из арабских стран и экспортирует свои товары. В похожей ситуации находится и соперник Индии Пакистан: его главные внешнеторговые партнеры – это США и Китай, но и ЕС занимает важное место – Германия и Великобритания традиционно входят в пятерку крупнейших импортеров. То есть три страны, входящие в ШОС, обладающие большим рынком и экспортирующие несырьевые товары, заинтересованы в развитии логистических возможностей на пространстве организации.

Не меньше, если не больше, это нужно и нашим соседям по Центральной Азии. Один российский эксперт заметил по этому поводу: «В перспективе без прорыва на новые рынки товаров и услуг, прежде всего, благодаря транзиту грузов в направлении Европа – Восточная Азия, эти страны обречены на уменьшение своей доли в развитии мировой экономики и вытеснение из эффективного участия в мировом разделении труда».

2.jpg

Казахстан же может оказаться основным выгодоприобретателем от транзитных проектов на пространстве ШОС, так как большая их часть пройдет через нашу территорию. Исключение составляют маршруты между Россией и Китаем, но они реализуются вне формата ШОС, в рамках двусторонних отношений. Остальные потенциальные пути в направлении запад – восток и север – юг будут затрагивать казахстанскую территорию. Причем, учитывая географию, они будут достаточно протяженными. Для Казахстана это сулит выгоду от транзита и возможность подключать к транзитным грузопотокам свои товары. Например, сельскохозяйственную продукцию или в перспективе нефтепродукты и нефтехимические товары. Возможно, в рамках этой транспортно-логистической стратегии ШОС можно будет вернуться и к старой идее поставок казахстанского угля на пакистанский рынок. В свое время этот проект не был реализован в большей мере именно из-за логистических вопросов. Этот рынок тем более интересен для Казахстана, что до Пакистана с его огромным населением и зависимостью от импорта энергоносителей вряд ли скоро дойдет тенденция отказываться от угля из экологических соображений.

Премьер Казахстана предложил странам ШОС создать Совет по развитию цифровой экономикичитать подробнее

Транспортно-логистическое направление наверняка будет развиваться в рамках новой программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран ШОС до 2035 года. Первый шаг –подписание меморандума о взаимной интеграции национальных транзитных систем здесь. Но что делать дальше?

– На данном этапе можно начать работу по совмещению таможенных практик стран – участниц ШОС, – сообщил «ЭК» руководитель Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков. – Как известно, одни из них входят в Евразийский экономический союз, другие – нет, поэтому государства используют разные таможенные технологии. И при реализации планов по увеличению торговых потоков могут возникнуть проблемы.

Необходимо создать единый универсальный формат таможенного декларирования для стран ШОС, как это сделано в ЕАЭС. Но сам стандарт Евразийского экономического союза, по мнению эксперта, нужно упростить – он включает в себя много избыточной информации, в ряде стран используется лишь треть этого объема, и это не вредит делу.

Нынешняя практика ведет к сложности заполнения деклараций и передачи данных. Для развития грузооборота на таком большом пространстве со многими участниками это не подходит. Сейчас контейнер от Пекина до Алматы идет в среднем две недели. На прохождение таможни тратится два-три часа. Казалось бы, немного. Но сейчас и объем грузопотоков относительно небольшой. Идея развития транзитного грузооборота между странами ШОС или того же мегапроекта «Один пояс – один путь» заключается в том, чтобы многократно увеличить объем. Тогда при нынешней инфраструктуре контейнеры будут терять на таможенных границах намного больше времени. Конечно, инфраструктуру будут расширять, но это не произойдет вдруг, а грузы ждать не могут. И если не начать с универсализации таможенных процедур, развитие трансконтинентальных грузоперевозок будет идти медленно, – считает эксперт.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале