просмотров 1026

Государственные и частные расходы на здравоохранение в Казахстане превышают 3% ВВП

Опубликовано: 29 Июля 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Государственные и частные расходы на здравоохранение в Казахстане превышают 3% ВВП
pixabay.com

Различные тенденции последних лет привели к тому, что средств, которые выделяются государством для всеобщего охвата медицинскими услугами, уже недостаточно. Это и стало причиной запуска реформы системы здравоохранения, в основе которой – введение медстрахования.

Причины, приведшие к этому, объективны. Это и демографические, и эпидемиологические процессы, – заявил министр здравоохранения Елжан Биртанов на круглом столе «Рынок медуслуг Казахстана: переход к страховой медицине». – Кроме того, за последние годы произошел существенный рост больных с хроническими неинфекционными заболеваниями – в частности, сердечно-сосудистыми и онкологическими. С учетом новых трендов в лечении это приводит к росту нагрузки на государство. В 2017 году государственные и частные расходы на здравоохранение в Казахстане составили 3,1% от ВВП, и из них почти 42% – это частные расходы. Темпы роста расходов не соответствуют финансированию. Поэтому для обеспечения всеобщего охвата с одной стороны и снижения расходов граждан на получение базовой медицинской помощи – с другой мы вводим новую модель.

Модератор мероприятия, председатель наблюдательного совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова заметила, что несколько лет была членом совета директоров Фонда социального медицинского страхования и ушла оттуда, ничего не сумев там сделать.

К сожалению, мало что меняется, – констатировала она. – Не урегулированы многие межведомственные вопросы. Даже мне непонятно, как это будет работать со следующего года. Особенно два миллиона так называемых самозанятых, самых социально уязвимых граждан нашей страны, кто живет в аулах, и те, кто работает на рынках, – как они будут получать эту медицинскую помощь?

Министр ответил: в правительстве учли, что структура экономики страны сегодня такова, что не позволяет добиться полного охвата населения страховкой. Поэтому был сохранен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Хотя структура ее меняется – часть услуг переходит в пакет системы обязательного медицинского страхования (ОСМС). Но базовые функции, такие как первичная медико-санитарная помощь, специализированые услуги по основным заболеваниям, а также экстренная медпомощь, остаются в ГОБМП.

Застрахованный гражданин будет получать и ГОБМП, и ОСМС, не застрахованный – только ГОБМП, – пояснил глава Минздрава. – У застрахованных будет возможность пользоваться дополнительными бесплатными медуслугами. Если на сегодня по ГОБМП мы имеем затрат в год на одного человека 52,5 тысячи тенге, то на одного застрахованного услуги будут составлять порядка 92,2 тысячи.

По словам министра, охвачены системой медстрахования будут порядка 95% граждан – с учетом того, что 59% населения составят льготные категории. До 31 марта следующего года будет считаться, что все население застраховано, то есть любой пациент будет вправе получить полный объем медицинской помощи, предусмотренный в рамках ГОБМП и ОСМС. Но после 1 апреля оба пакета медуслуг смогут получить только застрахованные граждане, все остальные – только ГОБМП. Тестирование этой модели начнется с 1 сентября в Караганде. Главным результатом внедрения ОСМС станет всеобщий охват населения медицинской помощью и доступность медуслуг. Также страховая медицина будет способствовать поэтапному снижению «карманных расходов» на важные медуслуги.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале