просмотров 674

Фейс ту фейк

Опубликовано: 25 Мая 2018 Автор: Татьяна КУАН | Алматы
Фейс ту фейк
pixabay.com

Социальные сети способствуют распространению фейковых новостей. Порой даже специалисты не в состоянии сразу определить, где правда, а где ложь. Что уж говорить о простых обывателях. Как бороться с информационными вбросами в Интернете и кто стоит за попытками одурачить общество? Ответы на эти вопросы искали участники Евразийского медиафорума в Алматы.

В последние годы информационные войны вышли на новый уровень. Фейковые новости – это уже не просто чьи-то глупые шутки. Они демонстрируют осознанные попытки управлять общественным мнением. Все чаще, говорят эксперты, лживый контент в Интернете формируют не просто юзеры, а заинтересованные политические, коммерческие и религиозные структуры. По словам представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлема Дезира, доходит до того, что фейковые новости ложатся в основу государственных решений, провоцируют вооруженные конфликты и влияют на предвыборные кампании политиков. Согласен с ним и украинский политолог Андрей Бузаров:

Андрей Бузаров.jpg Помню, как в Душанбе один высокопоставленный политик спровоцировал меня на разговор об Украине. Он уверенно транслировал российскую позицию. Я начал аргументированно оспаривать его мнение и привел альтернативные аргументы. Но как бы я ни старался, он не желал менять ту реальность, которую создал.

В свою очередь основатель проекта Hashtag our stories Юсуф Омар считает, что бороться с фейками бесполезно. Общество само должно научиться отделять зерна от плевел.

Юсуф Омар.jpg Вы поверите одной камере или нескольким десяткам? – задал вопрос Юсуф Омар. – В Астане недавно был ураган. Я могу взять камеру, заснять это и выдать как новость. Но если ураган зафиксируют несколько камер, люди поверят в это быстрее. Если новость об урагане фейковая, то люди быстро это обнаружат, и кто-нибудь напишет, что ураган обрушился совсем на другой город. Сегодня любой человек в мире может быть репортером. Поэтому СМИ нужно перестать притворяться, что традиционные издания – это единственный источник правды. Софико Шеварднадзе.jpg

То, что социальные сети стремительно выдавливают традиционные СМИ из медиапространства, подтвердила и российская телеведущая Софико Шеварднадзе. В результате, говорит она, страдают читатели, которые вынуждены перепроверять источник информации.

Катерина Сергацкова.jpg Медиаобразование должно начинаться буквально с младших классов школы, – уверена украинская телеведущая Катерина Сергацкова. – Человек обязан знать, как делаются новости, как воздействуют медиа, как работают социальные сети. Человеку нужен базис, который позволит отличать ложь от правды. Если это сделать сейчас, то через 10 лет люди будут настолько грамотными, что их не смогут обмануть политики или преступники.

К слову, глава Международного центра журналистики MediaNet Адиль Джалилов уже делает первые шаги в этом направлении. Он создал онлайн-ресурс factcheck.kz для пресечения распространения фейковых новостей на территории Казахстана и Средней Азии.

Адиль Джалилов.jpg Борьба с фейками базируется на трех китах, – рассуждает он. – Во-первых, это медийная и информационная грамотность. Журналисты и политики должны уметь проверять информацию хотя бы на примитивном уровне. Во-вторых, даже не всю информацию нужно проверять. Достаточно понимать, чувствительный это контент или нет. В-третьих, нельзя допускать к этому процессу государство. Иногда оно использует инструменты противодействия фейковым новостям для борьбы с инакомыслием. Общество может само себя регулировать.