Недавно в польском городе Катовице прошла очередная Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Это уже 24-е подобное мероприятие, участие в нем приняли представители порядка 200 стран. Какое место занимает Казахстан в этом процессе? Об этом «ЭК» рассказывает председатель экофорума общественных организаций Казахстана Вадим Ни, принимавший участие в работе конференции.
Согласно этим правилам, государства, подписавшие Парижское климатическое соглашение и взявшие на себя в его рамках обязательства, будут отчитываться по их исполнению один раз в два года. Страновой отчет будет проходить многостороннюю оценку: любая страна-участник сможет задать по нему вопросы.
Напомним, что Парижское соглашение по климату пришло в 2015 году на смену Киотскому протоколу. Его целью была активизация выполнения Рамочной конвенции ООН по изменению климата, чтобы добиться ограничения роста температуры в мире до 1,5 градуса. Хотя надо заметить, что даже некоторые последовательные сторонники этого процесса считают данный показатель очень амбициозным. Тем не менее активная работа по развитию и реализации идей Парижского соглашения идет.
Согласно правилам, обсуждавшимся в Катовице, не будет жестких требований по объемам понижения выбросов, каждая страна сама будет определять для себя их размер. Но при этом она должна показать, за счет чего намерена достичь озвученную цель, предложить разработанную систему мер. То есть обязательства и контроль в рамках климатического соглашения становятся гибче. Это, по мнению Вадима Ни, позволит исключить в будущем ситуации, подобные скандалу с Канадой: в 2011 году эта страна, превысив квоты на выброс парниковых газов, вышла из Киотского протокола.

Не все на конференции в Катовице прошло гладко. Четыре страны – США, Россия, Саудовская Аравия и Кувейт – захотели смягчить обязательства по удержанию глобального потепления ниже уровня 1,5 градуса. А на эти страны приходится около 21% глобальных выбросов. Тем не менее, считает Вадим Ни, это не девальвирует базовую идею Парижского соглашения, так как правила по его реализации все же были приняты.
Изначально были опасения, что делегация США может заблокировать принятие каких-то решений – президент Трамп раньше критиковал Парижское соглашение. Но этого не произошло.
Есть сферы, где международное финансирование уже становится невозможным, – в частности если речь идет о проектах, связанных с развитием угольной энергетики (кроме случаев, когда у страны нет никакой альтернативы). Проблематичной становится и международная торговля углем. Эксперт уверен, что со временем то же самое будет происходить и с нефтью:
Говоря о новых трендах в борьбе с изменение климата, Вадим Ни отметил, что Китай стал намного более серьезным участником этого процесса. У китайцев на конференции появились серьезные переговорщики – активная молодежь, а не пожилые люди с плохим знанием английского, как было раньше. Одна из причин этой активности, возможно, заключается в том, что в Китае освоили производство оборудования для получения возобновляемой энергии, – почему бы теперь не поддерживать этот тренд? Также активно вели себя на встрече представители Южной Кореи и ряда других азиатских стран. Что же касается перспектив участия в этих процессах Казахстана, эксперт заметил, что оптимизма не прибавляется. В развитии альтернативной энергетики наша страна заметно отстает от очень многих государств. Усложняет положение то, что такая же ситуация и в Центральноазиатском регионе, и в России.