просмотров 613

Несмотря на пандемию, машиностроение Казахстана демонстрирует заметный рост

Опубликовано: 17 Сентября 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Несмотря на пандемию, машиностроение Казахстана демонстрирует заметный рост
Пресс-служба МИИР РК.

В столице начал работу VIII Форум машиностроителей Казахстана. Мероприятие проходит в онлайн-режиме. Уже первая его сессия показала, что отрасль не только имеет большой потенциал развития, но и использует его, несмотря на карантинные ограничения.

Свое приветствие участникам форума прислал глава государства, отметив, что за годы своего существования это мероприятие стало важной диалоговой площадкой для обсуждения проблем отрасли. А открывший форум заместитель премьер-министра, председатель координационного совета Союза машиностроителей Казахстана Роман Скляр напомнил, что президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании говорил о завершении длительного нефтяного суперцикла и о том, что следует быть готовыми к совершенно новой конъюнктуре на мировом рынке. И машиностроение здесь не может не оказаться среди отраслей, которым государство уделяет и будет уделять приоритетное внимание.

В прошлом году произошло знаковое событие – премьер-министр утвердил «Дорожную карту развития машиностроения на 2019–2024 годы», – напомнил Скляр. – Ее реализация находится на его личном контроле. Сегодня это одна из ведущих отраслей перерабатывающей промышленности, по итогам восьми месяцев этого года она показала рост на 16%. Это результат совместной работы бизнеса и государства по повышению конкурентоспособности и поддержке экспорта.

Принятие «Дорожной карты», действительно, стало для машиностроения подарком судьбы, учитывая, что вскоре после этого на мировую и казахстанскую экономики «свалилась» пандемия коронавируса. Отрасли же удалось не только не впасть в депрессию, но и сохранить темпы развития. Так, за последнее время было успешно введено в строй 128 проектов на сумму порядка 367 млрд тенге, создано 16 тысяч рабочих мест. Производительность труда выросла с 9,2 тысячи долларов на одного занятого в отрасли до 15,5 тысячи долларов. Расширена номенклатура экспортируемой продукции. Сейчас товары казахстанского машиностроения поставляются в Россию, Китай, Азербайджан, Таджикистан, ОАЭ, Италию. Еще лет 10 назад в возможность такого трудно было поверить.

В стране освоено производство новых видов продукции: локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, железнодорожных колес и осей, стрелочных переводов, новых видов аккумуляторов, высококлассных насосов, судостроения, – отметил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов. – Динамично развивается автомобилестроение. Там за счет внедрения технологических операций по сварке и окраске кузовов состоялся переход от крупноузловой сборки к мелкоузловой. Уровень локализации доведен до 40%, а по отдельным моделям даже более 50%. За 10 лет объем производства вырос в 25 раз, приток инвестиций – в 14 раз. Сегодня каждый второй купленный в стране автомобиль – отечественный автомобиль. Это отличный результат! Продукция казахстанского автопрома вышла на внешний рынок. За восемь месяцев нынешнего года в стране произведено 45 тысяч автомобилей на сумму 341,2 млрд тенге. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 51%. Экспортировано в Россию, Беларусь и Узбекистан более 4,7 тысячи. Стимулировали эту отрасль программы льготного автокредитования и лизинга, по которым за пять лет было выделено 50 млрд тенге. По ним наши производители реализовали 19 тысяч транспортных средств.
Какие отрасли экономики страны должны стать локомотивами импортозамещения?читать подробнее

В стране создаются новые производства легковых автомобилей, автобусов, шин. В Костанайской области, исторически аграрной, совместно с КамАЗом строится завод по производству редукторов для этого российского автогиганта. Существенный сдвиг произошел и в секторе электрического машиностроения. За 10 лет объем производства в нем вырос в три раза, экспорт – в четыре, а средний уровень локализации достиг 75%. Только за семь месяцев нынешнего года объем производства в этом секторе вырос на 11%, составив 101,4 млрд тенге. Несмотря на пандемию, расширяется количество видов и типов продукции. Это, как подчеркнул министр, фактически переработка нашей меди и алюминия, что позволяет казахстанской сырьевой экономике переходить на пятый и шестой уровень переделов, о чем говорил елбасы. А выпуск отечественных аккумуляторов – это переработка нашего свинца. Эта продукция уже вышла на внешние рынки – в Италию, ОАЭ, страны ЕАЭС, Китай и Германию.

По трансформаторам Казахстан сегодня закрывает свои потребности на 85%, и, когда будет запущен пятый завод в Петропавловске, сможет обеспечить себя полностью.

В сельскохозяйственном машиностроении тоже есть успехи. За семь месяцев этого года произведено продукции на 27,5 млрд тенге, рост по сравнению с тем же периодом 2019 года составил 16,1%. Развивать сельхозмашиностроение Казахстану необходимо: сегодня 65% используемых в стране тракторов и 46% комбайнов эксплуатируются более 17 лет.

До конца года машиностроение получит новый импульс для развития – будет принята концепция промышленной политики.

Впрочем, первая сессия форума показала, что в отрасли, кроме успехов, существует множество проблем, которые промышленники и представители госорганов будут обсуждать два дня.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале