просмотров 536

Сколько мы будем «наступать на грабли китаефобии»? В Алматы обсудили проект «Один пояс – один путь»

Опубликовано: 17 Октября 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Сколько мы будем «наступать на грабли китаефобии»? В Алматы обсудили проект «Один пояс – один путь»
depositphotos.com

В Алматы прошла конференция, посвященная китайской инициативе «Один пояс – один путь». Мероприятие было организовано германским Фондом Розы Люксембург.

Мы говорим о мосте между Восточной Азией и Европой, и необходимо, чтобы существовал всеобъемлющий обмен мнениями по вопросам безопасности, экономики, культуры, – говорит глава представительства фонда в Алматы Марлиз Линке. – «Один пояс – один путь» должен стать чем-то большим, чем просто экономический проект. И в этом контексте Центральная Азия должна рассматриваться не только в качестве транзитного региона, местные жители должны быть активными участниками формирования этих процессов.

В то же время она отметила, что на сегодняшний день ожидания от этого проекта «еще не являются достаточно устойчивыми». О том, что идея реинкарнации исторического Шелкового пути вызывает множество вопросов, говорил и директор Института международного и регионального сотрудничества Казахстанско-Немецкого университета Булат Султанов:

В странах Центральной Азии к проекту «Один пояс – один путь» отношение неоднозначное. С одной стороны, имеются положительные оценки и оптимистические ожидания, с другой – алармизм и пессимизм. Надо признать, что среди значительной части населения Казахстана и Центральной Азии сохраняется китаефобия. Она связана как с историческими фактами, так и с недостатком доверия и осведомленности населения о проектах, осуществляемых с участием Китая. Отсюда и будоражащие население сообщения, распространяемые отдельными блогерами в социальных сетях. Они пишут о якобы неизбежной долговой ловушке, которую готовит нам Китай, выводе в наши страны экологически грязных производств, притоке в регион большого количества китайских трудовых мигрантов. В этих вопросах крайне важно соблюдать объективность, помня при этом, что проект «Один пояс – один путь» – это большой шанс для Казахстана, он дает возможность создать огромное экономическое пространство от Лиссабона до Ляньюньгана. Основными пунктами на этой трансконтинентальной линии будут четыре центра –Берлин, Москва, Нур-Султан и Пекин.
Нурсултан Назарбаев призвал казахстанцев избавляться от фантомных страхов в отношении китайской экспансиичитать подробнее

Логика эксперта понятна: темпы развития Китая и Юго-Восточной Азии таковы, что с прогнозами об их экономическом лидерстве уже никто не спорит. В то же время европейские высокотехнологичные товары еще долго будут востребованы на азиатских рынках.

У Казахстана в этих условиях есть хорошая возможность занять свое место в мегапроекте «Один пояс – один путь» и получать немалую выгоду от транзитных грузопотоков. Интерес к проекту будет расти еще и в связи с напряженностью между США и Китаем, ведь это делает потенциально нестабильными традиционные морские пути. Но можно ли с уверенностью утверждать, что «Один пояс – один путь» действительно будет реализован? Ведь негативный опыт похожих международных инициатив уже есть. Вспомним, как в 1990-х активно обсуждались инициированные в ЕС транспортный и энергетический проекты ТРАССЕКА и ИННОГЕЙТ, которые должны были связать Казахстан и его соседей по региону с Европой. Сейчас они практически забыты.

Для успешной реализации проекта необходимо заручиться широкой поддержкой населения, – считает Султанов. – Простые люди и политику понимают проще: что они лично могут получить от этих масштабных начинаний? Казахстанско-китайским проектам необходима большая открытость и транспарентность для разъяснения социально-экономических плюсов, которые даст «Один пояс – один путь». Какими будут количество новых рабочих мест, социальная и спонсорская помощь, размер налогов в местные и республиканский бюджеты? Какими могут быть экологические последствия от вводимых в строй предприятий? Это могло бы пресечь слухи о коррупционной составляющей при заключении соглашений. Очень важно проводить комплексные экспертизы по разным аспектам договоров, и делать это должны не правительственные чиновники, а независимые эксперты. Если какая-то часть населения будет высказывать обеспокоенность, необходимо оперативно проводить открытые дискуссии в парламенте или маслихатах тех регионов, где осуществляются проекты с китайской стороной. Все это могло бы упорядочить и ввести в прагматические рамки протестные настроения. Иначе мы будем бесконечно наступать на грабли китаефобии.

Стоит отметить, что антикитайские настроения подпитывает не только недостаточная информированность населения о совместных проектах, но и данные о политике Китая в отношении этнических меньшинств, проводимой в Синьцзяне. Есть ли у европейских политиков, декларирующих соблюдение прав человека, какие-то форматы для обсуждения этой проблемы с китайской стороной? Такой вопрос в ходе дискуссии был задан депутату германского бундестага Андрэ Хану. В ответ политик сказал, что вопрос прав человека поднимается в ходе визитов канцлера в Пекин, но Германия «не может указывать пальцем».

Резюме дискуссии подвела известный российский эксперт Дина Малышева. Значительная часть политической элиты и деловых кругов стран Центральной Азии считает, что без иностранных инвестиций, в том числе китайских, государства региона не могут рассчитывать на поступательное развитие. С другой стороны, есть вполне обоснованные опасения, что растущая роль Китая в экономике стран Центральной Азии может перерасти в избыточную зависимость от Пекина в геополитике, безопасности и военной сфере.

Как центральноазиатским государствам и Китаю удастся соблюсти этот баланс, покажет время, – подытожила эксперт.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале