В ЕАЭС работают над созданием наднациональных компаний и евразийских брендов

Опубликовано: 05 Февраля 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
В ЕАЭС работают над созданием наднациональных компаний и евразийских брендов
©ЭК/Андрей ХАЛИН
просмотров 1288

Прошедшее 1 февраля в Алматы заседание Евразийского межправительственного совета показало как позитивные тренды в интеграционных процессах, так и некоторое расхождение во взглядах на то, как проходит эта интеграция. Вполне предсказуемо это проявилось в выступлениях глав правительств России и Беларуси, хотя формат мероприятия – во всяком случае, его открытой части – не предусматривал открытой дискуссии между участниками.

Оценки торговли внутри ЕАЭС белорусским и российским премьерами напоминали спор относительно стакана, который наполовину то ли пуст, то ли наполнен. Глава белорусского правительства Сергей Румас акцентировал внимание на разнице объемов торговли с внешними партнерами и между странами-союзницами. Взаимная торговля в ЕАЭС в 2018 году увеличилась на 12%, а внешняя – на 21%. В то время, как в позапрошлом году были иные пропорции – торговля между странами – членами ЕАЭС выросла на 27%, внешняя – на 24%. В чем причина таких перемен?

Видимо, дело в том, что, несмотря на решения глав правительств и утвержденный план мероприятий по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке, количество барьеров во взаимной торговле в прошлом году не уменьшилось, – заявил Сергей Румас. – Очевидно, что эта проблема должна быть в фокусе внимания Комиссии и рассматриваться на ближайших заседаниях Совета ЕАЭП.

Российский премьер Дмитрий Медведев на это заметил, что цифры взаимной и внешней торговли, оказывается, не всегда корректно сравнивать: «эти проценты не показывают реальные изменения в объемах перемещаемых товаров, не отражают структуру товарооборота». Да, торговля между странами ЕАЭС выросла за январь – октябрь 2018 года на 12%, но преимущественно за счет увеличения товарной массы.

Главная цель, которую мы должны стремиться достичь, – чтобы у людей был хороший выбор, исходя из их предпочтений, качества и, конечно, цены, – заявил Медведев.

Белорусский премьер несколько раз в выступлении касался темы несогласованности в работе партнеров по ЕАЭС. Союзу скоро пять лет, но изъятий по-прежнему слишком много. Сами по себе они не исчезнут, нужно кропотливо, без скатываний назад развивать интеграцию:

Беларусь поддерживает учреждение формата совещания руководителей министерств экономики государств – членов ЕАЭП. Оно будет работать над рекомендациями по повышению макроэкономической устойчивости экономик стран Союза. Такие встречи должны способствовать предотвращению принятия в наших странах односторонних регулятивных решений, вносящих дисбаланс в экономическое развитие ЕАЭС и даже ставящих под сомнение судьбу совместного проекта по формированию реального экономического союза.

Его российский коллега также касался этой темы, но больше говорил о внешнем векторе работы ЕАЭС. В 2018 году, напомнил он, подписаны соглашения с Ираном и Китаем, которые создают благоприятные условия для экспорта евразийских товаров. Дмитрий Медведев попросил коллег ускорить ратификацию, чтобы соглашения заработали уже в первом полугодии 2019 года. Нужно, считает он, активно продолжать переговоры по преференциальным торговым соглашениям с Сингапуром, Сербией, Египтом, Израилем, запустить аналогичный процесс с Индией. Такие переговоры будут демонстрировать эффективность Союза и в целом его состоятельность, подчеркнул Медведев. Вероятно, можно говорить, что в процессе евразийской интеграции сегодня некоторые его участники по-разному расставляют акценты – одни на внутренних процессах, другие, не забывая о них, все же стремятся скорее получить некий международный, политический эффект от евразийской интеграции.

Казахстанский премьер Бакытжан Сагинтаев со своей стороны указал на важность как внешнего сотрудничества ЕАЭС, так и внутреннего развития Союза.

Президент Нурсултан Назарбаев на прошедшем заседании Высшего совета акцентировал внимание на необходимости завершения работы над соглашением о пенсионном обеспечении граждан стран ЕАЭС, – отметил премьер-министр. – Вопросы социального обеспечения являются приоритетными для всех нас.

Среди проблемных сфер казахстанский премьер выделил расхождение в данных статистики взаимной и внешней торговли союзных стран (надо заметить, что данная проблема не является специфичной для ЕАЭС, совсем недавно звучала тема расхождения торговой статистики между Казахстаном и Китаем). Он отметил, что необходимо уделить внимание проработке стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 года, при этом не рассматривая возможность изменения ее институциональных основ.

Повестка встречи премьеров включала 16 вопросов, часть из которых носила организационный характер. Среди проектных стоит выделить два.

Прежде всего – вопрос о создании на евразийском пространстве наднациональных компаний. Сейчас Евразийской экономической комиссией активно изучается опыт аналогичных бизнес-структур, действующих в Европейском союзе. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян так прокомментировал эту тему:

Этот опыт важен для нас, поскольку концепция евразийского бренда, реализация совместных проектов сегодня являются актуальным вопросом. Мы заинтересованы в том, чтобы создать свое правовое поле, которое бы стимулировало интеграционные процессы внутри нашего Союза. Главы правительств поручили Комиссии продолжить работу над изучением этого опыта с целью выявления аспектов, которые могут быть полезны для нашего объединения.

Реализация подобных проектов действительно вывела бы интеграционные процессы на новый уровень: ведь когда проект ЕАЭС запускался, в качестве одного из главных его мотивов декларировалась именно производственная кооперация, в том числе в виде совместных производств, опирающаяся на большой единый рынок Союза. Спустя пять лет приходится признать практически полное отсутствие успехов в этом направлении. Наднациональные компании придали бы новое, более убедительное звучание евразийскому проекту, причем и в экономическом, и в политическом аспектах, и даже в плане пиара. Но в каких производственных сферах могут быть созданы такие компании? Отвечая на этот вопрос «ЭК», Тигран Саркисян назвал производство светотехнической продукции и ювелирных изделий. По его словам, эти проекты с подачи частного бизнеса сейчас активно обсуждаются в Комиссии и могут быть запущены в качестве пилотных. Всего же в ЕАЭС создано 12 технологических платформ в различных производственных сферах, что позволяет говорить об основании совместных предприятий на их базе.

Однако на какой рынок – стран – членов ЕАЭС или внешний – будут ориентированы евразийские наднациональные компании? Председатель Коллегии ЕАЭК на этот вопрос ответил следующее:

Есть товарные номенклатуры, где мы вышли на уровень самодостаточности, и нам необходимо совместно осваивать третьи рынки. Например, у нас уже были острые дискуссии по сахару – мы производим его больше, чем потребляем, а если объемы выработки будут увеличиваться? И таких товарных позиций будет все больше. Очевидно, что задача наша состоит не в том, чтобы конкурировать внутри, а в том, чтобы выходить на рынки третьих стран. Во всех наших странах есть определенный потенциал, и если мы скооперируемся, то сможем получить большую выгоду с точки зрения продвижения товаров на внешних рынках. В «ювелирке» мы ориентируемся именно на внешний рынок: программа, которая разрабатывается в рамках евразийского бренда, имеет целью создание дистрибьюторской сети, оказание помощи со стороны государства частному сектору в ее формировании, чтобы продвигать евразийский бренд во вне.

Наиболее важным для Казахстана из рассмотренных на встрече можно назвать вопрос о судоходстве. Казахстанская сторона озвучивала его в прошлом году в Астане на заседании межправительственного совета. Премьер Сагинтаев тогда заметил, что необходимо обеспечить равный доступ к морским портам вне зависимости от принадлежности экспортера к тому или иному государству – члену ЕАЭС, так как «не у всех стран – партнеров по ЕАЭС имеется прямой выход к мировому океану, а перевозка одним видом транспорта не подходит грузополучателям по причине высокой цены или длительного срока поставки товара». Подписанное наконец-то соглашение о судоходстве предусматривает, в частности, возможность транзитного прохода по внутренним водным путям стран – членов Союза на основе уведомительной системы. Для Казахстана это означает возможность доступа к российским водным путям с выходом через них к открытым морям, кроме того, режим соглашения позволяет кораблям под казахстанским флагом получать заказы от российских компаний, работать с российскими грузами, перевозя их в другие страны. Рынок морских перевозок фактически становится общим.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале