В последнее время по миру прошла волна массовых беспорядков – Эквадор, Чили, Ливан, Гонконг… Выступления идут и в богатых странах, и в развивающихся. Большей частью далеко от Казахстана, но недавно напряженность возникла в стране, процессы в которой для Казахстана не абстрактный геополитический интерес. Речь об Иране.
Беспорядки, которые начались там в середине ноября, уже привели к кровопролитию. Оценки количества погибших разнятся, но жертвы в любом случае не единичны. Иранское руководство традиционно обвиняет в разжигании беспорядков своих внешнеполитических противников, а международные эксперты называют иную причину: ухудшение экономического положения в стране в первую очередь из-за роста цен на бензин. Впрочем, казахстанский востоковед Рустам Бурнашев предлагает смотреть на этот вопрос с иного ракурса: цены на бензин, считает он, это лишь повод для беспорядков, а базовая причина лежит в очередной волне санкций, которые США накладывают на Иран. Эти санкции сильно ухудшают ситуацию в стране. Затронет ли эта история Казахстан?
Но есть еще один аспект, который может нести для Казахстана и других стран Каспийского региона сложности и даже опасность. Если беспорядки в Иране перерастут в революцию, это может привести к трудно просчитываемым последствиям. Возможность дестабилизации в стране, которая хотя не граничит, но расположена близко к Казахстану и входит в региональное каспийское пространство, создаст для нас новые риски. При таком варианте не смогут остаться в стороне от происходящего США и Россия, а их соперничество на Каспии Казахстану совершенно не нужно ни в каком виде. Как минимум, это сделает закрытыми очень надолго любые межгосударственные транскаспийские проекты. А они могли бы принести Казахстану очень значительные выгоды.
Iran during internet blackout : First they did shoot the protesters, then beat them and finally dragged their bodies out of the scene. #IranProtests pic.twitter.com/97pkX9IWyc
— Sara (@saraghavamian) November 25, 2019
И все же Рустам Бурнашев считает, что конфликт в Иране не расширится до масштаба революции:
Политолог Александр Князев также считает, что развития беспорядки в Иране не получат. Более того, ситуация уже успокаивается, в стране заработал Интернет. А вот что касается влияния этих событий на международные транзитные проекты, то оно может оказаться не блокирующим их, а ускоряющим. Политолог отмечает, что контакты Ирана и России по этой теме и так были весьма активными в последнее время, была достигнута договоренность о предоставлении Москвой кредита на модернизацию и электрификацию большого участка иранских железных дорог. Теперь у Тегерана есть основания форсировать эти проекты.