просмотров 1397

Как события в Иране могут повлиять на транспортные проекты в Каспийском регионе?

Опубликовано: 25 Ноября 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Как события в Иране могут повлиять на транспортные проекты в Каспийском регионе?
pixabay.com

В последнее время по миру прошла волна массовых беспорядков – Эквадор, Чили, Ливан, Гонконг… Выступления идут и в богатых странах, и в развивающихся. Большей частью далеко от Казахстана, но недавно напряженность возникла в стране, процессы в которой для Казахстана не абстрактный геополитический интерес. Речь об Иране.

Беспорядки, которые начались там в середине ноября, уже привели к кровопролитию. Оценки количества погибших разнятся, но жертвы в любом случае не единичны. Иранское руководство традиционно обвиняет в разжигании беспорядков своих внешнеполитических противников, а международные эксперты называют иную причину: ухудшение экономического положения в стране в первую очередь из-за роста цен на бензин. Впрочем, казахстанский востоковед Рустам Бурнашев предлагает смотреть на этот вопрос с иного ракурса: цены на бензин, считает он, это лишь повод для беспорядков, а базовая причина лежит в очередной волне санкций, которые США накладывают на Иран. Эти санкции сильно ухудшают ситуацию в стране. Затронет ли эта история Казахстан?

Проблема для стран Центрально-Азиатского региона и, естественно, для Казахстана во всем этом, безусловно, есть, – говорит эксперт. – Хотя ситуация здесь двоякая – положительный аспект для стран, экспортирующих углеводородное сырье, заключается в том, что такие события подталкивают цены на него вверх. Даже сейчас, когда поставки нефти из Ирана сильно ограничены, этот эффект может проявиться. Но этим возможное позитивное (для нас) влияние от иранских событий исчерпывается. Минусов гораздо больше. Это и новые сложности для расширения региональной торговли, для выхода наших товаров на очень большой рынок Ирана и невозможность использования транзитного потенциала Казахстана для иранских грузов и иранских возможностей для наших товаров. То же касается и расширения культурного взаимодействия, туристической отрасли. Во всем этом мы получим очень серьезные потери, пусть даже не в прямом виде, а в виде нереализованных возможностей.

Но есть еще один аспект, который может нести для Казахстана и других стран Каспийского региона сложности и даже опасность. Если беспорядки в Иране перерастут в революцию, это может привести к трудно просчитываемым последствиям. Возможность дестабилизации в стране, которая хотя не граничит, но расположена близко к Казахстану и входит в региональное каспийское пространство, создаст для нас новые риски. При таком варианте не смогут остаться в стороне от происходящего США и Россия, а их соперничество на Каспии Казахстану совершенно не нужно ни в каком виде. Как минимум, это сделает закрытыми очень надолго любые межгосударственные транскаспийские проекты. А они могли бы принести Казахстану очень значительные выгоды.

И все же Рустам Бурнашев считает, что конфликт в Иране не расширится до масштаба революции:

Это третья волна массовых протестов в стране за последнее время, но до сих пор руководство Ирана достаточно эффективно выходило из таких ситуаций. Сейчас я тоже не вижу оснований говорить, что будет какая-то катастрофа: да, протесты прошли громкие, и есть, к сожалению, жертвы, но наблюдается и быстрая реакция на них иранского правительства. Причем не только силовое, но и экономическое. Власти идут на изменение своей ценовой политики, обсуждается вопрос о компенсации за подорожание бензина для определенных слоев населения.
Атака боевиков в Таджикистане. Чего ждать Казахстану?
читайте далее

Политолог Александр Князев также считает, что развития беспорядки в Иране не получат. Более того, ситуация уже успокаивается, в стране заработал Интернет. А вот что касается влияния этих событий на международные транзитные проекты, то оно может оказаться не блокирующим их, а ускоряющим. Политолог отмечает, что контакты Ирана и России по этой теме и так были весьма активными в последнее время, была достигнута договоренность о предоставлении Москвой кредита на модернизацию и электрификацию большого участка иранских железных дорог. Теперь у Тегерана есть основания форсировать эти проекты.

Если транзитный коридор «Север – Юг» заработает, то по нему пойдут и казахстанские грузы, он вообще может активизировать всю региональную торговлю, – говорит Александр Князев.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале