просмотров 1385

Артефакты – упрямая вещь

Опубликовано: 22 Августа 2017 Автор: Тлеужан ЕСИЛЬБАЕВ
Артефакты – упрямая вещь
Карл Байпаков / ©ЭК/Бахитжан ТОХТАМОВ

По мнению известного археолога, директора Международного центра сближения культур, академика, доктора исторических наук Карла Байпакова, Алматы – один из сакральных городов нашей страны. Человек обжил это райское место еще в эпоху бронзы. А Казахстан был не только страной скотоводов и кочевников, но и городов – центров политической, социально-экономической и культурной жизни. Об этом ученый рассказал в интервью корреспонденту «ЭК».

– Карл Молдахметович, в начале августа состоялась презентация вашей трехтомной монографии «Урбанизация с древнейших времен до XIX века». На основе каких исторических материалов написана эта книга и что нового могут открыть для себя читатели?

– Монография, написанная по материалам исследований Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции, – это три связанные между собой книги. В первой рассматривается и анализируется урбанизация эпохи бронзы, раннего железного века в государствах саков, усуней и кангюев – с VIII века до нашей эры до V века нашей эры. В ней также рассказывается о городах раннего средневековья (VI век – первая половина IX). В них жили древние тюрки – тюргеши, карлуки.

Вторая книга посвящена развитию городской культуры второй половины IX – начала XIII века. Это эпоха развитого средневековья, когда образовались города Караханидского государства, а также кимаков, кыпчаков, огузов.

В первой части третьей книги дана картина городской жизни XIII – первой половины XV века – это время существования государств джагатаидов, джучидов, Ак Орды, Золотой Орды и эпохи Тимура. А вторая часть посвящена городам Казахского ханства. Должен отметить, что многие из них существовали не одну тысячу лет, переживая периоды взлетов и упадка, но, возрождаясь из пепла, они вновь занимали свое место в истории – это Каялык и Алматы, Тальхир и Тараз, Испиджаб и Шымкент, Отрар и Туркестан, Сауран и Сыганак, Джанкент и Дженд, Сарайчик и Манкышлак. Некоторые живут и процветают до сих пор. Среди них – Тараз, Сайрам, Шымкент, Туркестан, Карнак, Сузак.

Великий Шелковый путь связал города Казахстана с городами Евразии. Жили в древних и средневековых городах наши предки: усуни, кангюи, тюрки, тюргеши, карлуки, кимаки и кыпчаки, казахи, а также согдийцы, персы, сирийцы. Города были полиэтничными, многоконфессиональными, в них жили зороастрийцы, буддисты, христиане. А в IX–X веках в них распространился ислам.

Работая с артефактами, я доказываю, что Казахстан был не только страной скотоводов и кочевников, но и городов, которые были центрами политической, социально-экономической и культурной жизни. Степь и город составляли единый экономический и культурный базис государств на нашей территории. Они сосуществовали вместе, это был синтез двух укладов. В недрах такого синтеза находятся истоки развития Казахстана, а также этногенеза казахов.

Материалы для своих книг собирал многие десятилетия, работал в археологических экспедициях. Первая из них, которой я руководил, будучи студентом кафедры археологии Ленинградского государственного университета, состоялась в 1962 году. Потом были многие другие, среди них – Южно-Казахстанская комплексная археологическая экспедиция, которую возглавляю до сих пор. Начиная с 1991 года руководил Институтом археологии им. А. Маргулана Национальной академии наук. Моими учителями были замечательные археологи Вадим Массон, Алькей Маргулан, Кималь Акишев.

– В прошлом году в Алматы было создано новое научное учреждение – Международный центр сближения культур, которым вы сейчас руководите. Какова его цель?

– С предложением о его создании к генеральному директору ЮНЕСКО обратилось правительство Казахстана. Наша задача – помогать ЮНЕСКО в реализации плана действий в рамках международного десятилетия сближения культур (2013–2022 годы). Миссия центра заключается в поддержке межрелигиозного и межкультурного диалога в Центральной Азии, в тесном сотрудничестве с соответствующими институтами и партнерами в регионе, в содействии взаимопониманию и терпимости между народами.

Свою цель мы видим и в том, чтобы разрабатывать справочники, готовить публикации, проводить научные исследования по вопросам межкультурного и межрелигиозного диалога, стать площадкой для дискуссий и обмена знаниями, способствовать более эффективному взаимодействию с исследователями из других регионов мира, получить международный статус.

– В сентябре в южной столице будет отмечаться День города. Некоторые ученые продолжают спорить о возрасте Алматы. Одни говорят, что городу исполнилось 1 200 лет, другие – 1 000, третьи – 160 лет. Так кто же, по вашему мнению, прав?

– Споры о возрасте Алматы ведутся более 100 лет. Просвещенные верненцы видели памятники археологии (курганы, городища) и понимали, что город Верный стоит на давно обжитом месте, имеющем свою историю. В 1894 году город посетил востоковед Василий Бартольд. Вместе с архитектором Павлом Гурдэ он осмотрел остатки одного из городищ вблизи Верного и сделал вывод, что город имеет многовековую историю. Археологи, основываясь на имеющихся материалах – серебряных монетах XIII века, керамике, изделиях из металла, доказали, что Алматы – именно городу с присущими ему признаками – не менее 1 000 лет. Человек обжил это райское место уже в эпоху бронзы.

Этой теме были посвящены две крупные международные конференции. Их участники согласились с выводами казахстанских коллег. Тысячелетний возраст Алматы утвержден ЮНЕСКО, и он является одним из сакральных городов нашей Родины.

Сейчас здесь проводится большая работа по сохранению культурного наследия: исследуется некрополь Боролдай, готовятся материалы о создании на его основе современного музея сакской культуры, планируется превратить в музей сакский курган, сохранившийся на улице Розыбакиева.

– Какая работа проводится в Казахстане по сохранению объектов историко-культурного наследия?

– В нашей стране принят закон об охране и использовании историко-культурного наследия. В его преамбуле сказано: «Историко-культурное наследие как важнейшее свидетельство исторической судьбы народа, как основа и непременное условие его настоящего и будущего развития, как составная часть всей человеческой цивилизации требует настоящей защиты от всех опасностей. Обеспечение этого в Республике Казахстан является нравственным долгом и определяемой настоящим законом обязанностью для всех юридических и физических лиц».

И здесь огромную роль имеют инициированные президентом Нурсултаном Назарбаевым поистине народные программы «Мәдени мұра», «Туған жер», его статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и проект «Духовные святыни Казахстана». Они направлены на воспитание трепетного отношения к нашей истории, историко-культурному наследию.

В связи с этим, видимо, пришло время принять еще один закон – об охране и использовании археологического культурного наследия, которое оставили нам предки и которое нуждается в постоянной и действенной защите. Ведь оно – самое уязвимое!


Читайте также