Бомбардировки Второй мировой сотрясли «небесный купол»

Опубликовано: 01 Октября 2018 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана

Согласно новому аналитическому исследованию ученых британского Университета Рединга, массированные бомбардировки Второй мировой войны не просто несли смерть и разрушения по всей Земле, но также ослабили верхние слои атмосферы нашей планеты. Как сообщает портал телесети CNN со ссылкой на опубликованные результаты научного проекта, сотрясения от взрывов достигали высоты в тысячу километров, чем уменьшали численность свободных электронов и последующий нагрев ионосферы.

Ученые давно уже предполагали, что мощнейшие авианалеты Второй мировой не прошли бесследно для планеты. И речь шла не только о человеческих жизнях и стертых с лица Земли городах, а о воздействии на окружающий нас мир: тектонические плиты, экологию, атмосферу. Чтобы проверить эту теорию, исследователи сопоставили исторические сведения о массированных бомбардировках союзной авиацией нацистской Германии с данными мониторинга ионосферы.

Hispano-Suiza-aircraft-engine-repair-depot-in-Paris-France-1943..jpg

Информация о крупных бомбардировках немецких городов союзными войсками в период с 1943 по 1945 год была почерпнута из архивов.

Исследователи сразу отказались от информации о налетах нацистской авиации, мотивируя это тем, что в распоряжении Люфтваффе были только двухмоторные бомбардировщики, суммарная бомбовая нагрузка которых не могла превышать двух тонн. Союзническая же авиация использовала четырехмоторные машины смерти, поднимавшие в воздух такие гигантские бомбы, как Tall Boy («Верзила», масса 5 443 килограмма) и Grand Slam («Большой бабах», масса 10 тонн).

Данные по атмосфере ученые получили в радиоисследовательской станции парка Диттон в Англии, где соответствующий мониторинг велся с 1933 по 1996 год, и этот массив данных является самым длительным непрерывным набором ионосферных измерений в мире.

1920px-British_Grand_Slam_bomb.jpg

Исследователи сопоставили данные мониторинга ионосферы с информацией о 152 крупнейших воздушных налетах союзников на Германию. Анализ подтвердил опасения, что мощнейшие серии взрывов сотрясали наш мир от основания и вплоть до космоса. Ударные волны нагревали атмосферу, ослабляли верхние слои, значительно уменьшали содержание электронов.

По мнению ученых, аномальные показатели ионосферы, наблюдавшиеся вскоре после авианалетов, возникали как раз по их причине. Согласно расчетам, взрыв одной тонны тротила из авиабомбы соответствует мощности одной ударившей в землю молнии, а суммарный вес бомбовой нагрузки упомянутых 152 авианалетов составлял от 100 до 800 тонн.

«Воздействие этих бомб на атмосферу Земли до сих пор не было изучено, – пояснил журналистам автор исследования – профессор космической и атмосферной физики Университета Рединга Крис Скотт. – Удивительно было узнать, что сотрясения, вызванные рукотворными взрывами, смогли повлиять даже на внешние слои нашей атмосферы. Каждый налет высвобождал энергию не менее 300 молний. Наличие количественных данных по силе позволило нам определить, как события на поверхности Земли могут влиять на ионосферу». Tall_Boy_Bombe.jpg

По данным ученых, кратковременный эффект от столь мощных наземных воздействий на атмосферу держится в течение 24 часов. Долговременные последствия сейчас в процессе изучения. Исследователи занимаются оцифровкой аналоговых данных прошлых лет, чтобы впоследствии провести более глубокий анализ причин и следствий.

Ионосфера Земли – самый отдаленный от поверхности слой атмосферы, находящийся на высоте от 50 до 1 000 километров. Именно этот слой напрямую контактирует с космическими ветрами и солнечными бурями, показывает нам северное сияние, испускает небесный свет. Именно там могут бушевать ионосферные магнитные бури, происходят электронные приливы и отливы, плавают плазменные и электронные облака. Помимо поэтической составляющей ионосфера крайне важна для человечества в плане ее воздействия на ключевые технологии, такие как радиосвязь, GPS-навигация, коммуникация со спутниками.