Древний вулканический район Германии начал двигаться и может проснуться

Опубликовано: 13 Июня 2020 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Нур-Султан
Древний вулканический район Германии начал двигаться и может проснуться
Извержение итальянского вулкана Стромболи 2 июля 2019 года

Согласно исследованию, опубликованному учеными в Geophysical Journal International, едва различимые, необычные движения поверхности Земли указывают на то, что древний вулканический регион Айфель в Германии, расположенный неподалеку от границ с Бельгией и Люксембургом, отнюдь не мертв и может пробудиться. Как пишет Newsweek, считается, что последнее извержение или вулканический взрыв там произошли порядка 11 000 лет назад, и сейчас эта и близлежащие территории являются одними из самых густонаселенных в Европе.

Согласно данным Википедии, в земле Айфель просматриваются признаки вулканической активности. Кратеры, толстые слои пемзы и базальта и маары создают разнообразный ландшафт, который ясно свидетельствует о сравнительно недавних в геологическом отношении событиях. Территория занимает площадь около 2 000 квадратных километров, изобилует горами и холмами, часть которых – спящие вулканы. Непосредственно на земле Айфеля проживают около 200 000 человек.

Ранее предполагалось, что вулканическая активность Айфеля – дело прошлое, и лишь недавно исследователи начали получать данные, что ситуация изменилась. Некоторые из мааров – небольших кратеров, заполненных водой и превратившихся в озера – выделяют значительные объемы газов, что, по мнению ряда ученых, свидетельствует о близкой от поверхности активности Земли.

Laacher See.jpg

Кроме того, в прошлом году отмечались свидетельства непрекращающейся тектонической и вулканической активности. Исследователи фиксировали крошечные землетрясения под Лаахер-Зе – озером в вулканической кальдере, самым большим мааровым водоемом региона, с площадью водной поверхности в 3,3 квадратных километра. Было высказано предположение, что признаки свидетельствуют о движении жидких расплавленных пород, возможно магмы где-то в глубинах.

В соответствии с упомянутым в самом начале исследованием, появились и новые доказательства теории пробуждения земли Айфель.

111.jpg Кажется очевидным, что что-то назревает в сердце северо-западной Европы, – сообщил журналистам Newsweek ведущий автор проекта Корне Кример из Университета Невады. – Я заметил, что самая южная часть земли значительно поднялась. Чтобы уточнить, я начал собирать данные GPS, и чем больше я смотрел, то тем лучше была заметна область аномального движения вверх, и что эта область медленно расширяла границы.

По мнению ученого, упомянутые изменения соотносятся именно к Айфелю и не имеют отношения к тектоническому разлому Средиземного моря, и согласно наблюдениям, значительная часть территории Европы, затрагивающая не только вулканический заповедник Айфеля, но также земли Бельгии, Нидерландов, Франции и Люксембурга, поднимается вверх. Для Европы такое поведение мантии земной коры крайне необычно, за исключением горного хребта Альп и гор Скандинавии.

наслоения вулканического пепла близ озера Лахер Зе.jpg Ранее были намеки на то, что область поднимается, особенно в Бельгии, но эти наблюдения были ограниченными по объему, было много споров о причинах, является ли это точечной нестабильностью или же показательным движением для целого региона, – говорит Корне Кример. – Мы задействовали много больше данных, которые не оставляют места для неопределенности. Наши результаты свидетельствуют, что территория поднимается намного быстрее, чем было в последние 800 000 лет.

Максимальная скорость подъема поверхности земли в наблюдаемых территориях составляет 0,04 дюйма (0,1 сантиметра) в год, что по обычным человеческим меркам показалось бы пустяком, но по геологическим стандартам является «быстрым» процессом. Исследователи также обнаружили, что поверхность земли Айфеля и окружающих областей не только поднимается, но и расширяется – подъем охватывает все большие территории.

спящий вулкан Eifel.jpg В стабильной Европе нет другой такой области, где мы находим последовательный и значительный подъем, который к тому же охватывает столь большие территории, – поясняет ученый.

По его мнению, под Айфелем проходит горячий мантийный шлейф – по аналогии с кипящей на плите кастрюлей, где бушуют нисходящие и восходящие потоки, под бывшей спящей вулканической территорией может проходить восходящий поток тепла, стремящийся вырваться наружу, и поднимающий поверхность миллиметр за миллиметром.

озеро-маар Weinfelder.jpg Сам шлейф не состоит из магмы, но он переносит тепло близко к поверхности Земли, – рассказывает Корне Кример. – Это тепло расплавляет нижние части земной коры. Образующийся расплав – это магма, и она стремится подняться сквозь кору на поверхность. Хотя область сейчас кажется «спящей», можно ожидать будущей активности.

Ученый заявляет, что в долгосрочной перспективе в этой части Европы будут повышенные вулканические и сейсмические риски, хотя это не говорит о неизбежности извержений и землетрясений:

Конечно, если это случится, то будет катастрофическим, учитывая, что территория вокруг Айфеля очень густонаселена. Мы уже знали, что между Айфелем и Нидерландами существуют различные тектонические разломы и что эти разломы, похоже, вызвали больше землетрясений, чем в других частях Европы. Теперь мы полагаем, что причина в том, что восходящий мантийный шлейф разрывает земную кору, и это может привести к землетрясениям. Я подозреваю, что это будет продолжаться. спящий вулкан High Eifel.jpg

Исследователи пояснили, что продолжат мониторинги территории и ведение наблюдений, чтобы выявить изменения и попытаться уточнить и просчитать существующие риски.

В прошлом вулканическая активность в Айфеле осуществлялась через мощные взрывы, которые и создали эти глубокие мааровы озера. Самое крупное извержение-взрыв, о котором мы знаем, это извержение Лахер-Зе 13 000 лет назад. Оно выбросило на поверхность шесть кубических километров магмы и 16 кубических километров пепла, – добавляет Корне Кример. – Я не вулканолог, но считаю, что будущие извержения будут похожи по своей природе. кратер вулкана Nyiragongo в Конго 9 августа 2019 года.jpg