Генетик о тайнах Урджарской жрицы и черепе Абулхаир хана

Опубликовано: 25 Декабря 2020 Автор: Татьяна АЛАДЬИНА | Алматы
Генетик о тайнах Урджарской жрицы и черепе Абулхаир хана
Урджарская принцесса / 7facets.info

Тайны Урджарской жрицы, Абулхаир хана и древних племен, некогда живших на территории современного Казахстана, раскрывает генетика. Благодаря научным достижениям эксперты находят ответы на важные вопросы и совершают исторические открытия.

Кандидат биологических наук, профессор Лейла Джансугурова душой и сердцем предана любимому делу. В 1989 году она с красным дипломом окончила Казахский государственный университет, параллельно проходя обучение на кафедре генетики МГУ им. Ломоносова. Также Лейла Булатовна училась в аспирантуре КазГУ и защитила кандидатскую диссертацию по специальности «генетика». С 1992 по 1996 год работала научным сотрудником лаборатории нейрогенетики и генетики развития Института биологии гена РАН. В настоящее время возглавляет Институт общей генетики и цитологии. Круг ее научных интересов широк: генетика дрозофилы, генетика человека, проблемы генетической нестабильности, канцерогенез, программированная клеточная гибель, регуляция генной активности в онтогенезе, индивидуальная чувствительность и резистентность организмов к влиянию вредных факторов окружающей среды, определение предрасположенности к онкологическим заболеваниям, генетика старения.

– Как получилось, что вы выбрали для себя довольно нетипичную для казахстанской женщины профессию?

– Изначально я думала стать киноведом. Два года ездила на «Казахфильм» на специальный подготовительный курс. С нами, учащимися 9–10-х классов, профессиональным опытом щедро делились известные кинокритики, режиссеры и артисты. Занятия проходили практически ежедневно с шести до десяти вечера. Случалось, что мы еще и задерживались допоздна: обсуждали новые фильмы и классику, писали самые настоящие рецензии на художественные и документальные картины. Помню, как во время просмотра фильмов делала в темноте заметки в блокноте, а потом вообще ни слова не могла разобрать из моих записей. Все родственники и друзья знали – Лейла будет учиться в Москве во ВГИКе. И тут случилось непредвиденное. Я познакомилась с друзьями старшей сестры – будущими биологами. Когда они рассказывали о практике, животных и растениях, их глаза буквально горели. Я невольно сравнивала их с кинокритиками, на чьих лицах почти не бывает улыбок, и сравнение складывалось явно не в пользу последних. Казалось бы, все решено. Папа даже договорился о том, что в Москве мне не придется жить в общежитии, семья его близкого друга режиссера Леонида Пчелкина согласилась предоставить мне кров, но желание посвятить себя кинематографу исчезло бесследно. Родители не настаивали и не переубеждали меня, за что я им безгранично благодарна. Именно в биологии и генетике я нашла мое истинное призвание. Мне повезло учиться у выдающихся педагогов, с сокурсниками сложились удивительно теплые отношения. Не все из нас работают по специальности, но мы до сих пор близки друг другу, регулярно общаемся и при каждой встрече чувствуем себя так, будто бы никогда и не расставались.

– Какие исследования вам нравятся больше всего?

– Однозначного ответа я вам не дам. Мне интересны все проекты, которыми мы занимаемся, генетика полна секретов, и их необходимо разгадать для науки, истории и человечества в целом. Например, на Семипалатинском полигоне мы изучали представителей трех поколений. В исследовании приняли участие почти 350 человек: очевидцы ядерных испытаний, их дети и внуки. Причем у свидетелей первого взрыва атомной бомбы на Семипалатинском полигоне должно быть не меньше двоих детей, потому что мы хотели оценить генетический риск радиационного облучения на будущие поколения. Мы взяли образцы крови и выяснили, что у внуков показатели здоровья значительно выше, чем у их сверстников, живущих в некоторых регионах Казахстана.

По экологии мы реализуем множество нужных и полезных проектов. У нас на местах заброшенных складов пестицидов катастрофическое положение сложилось: люди живут в помещениях, где годами хранились вредные и опасные для здоровья вещества, там заражены вода и земля, дети рождаются слабыми и болезненными. Разговоры с местным населением ни к чему не приводят. Они продолжают высаживать овощи и фрукты, принимать их в пищу и продавать на трассах, ловить рыбу, растить скот, ставить ульи. Эта тема для отдельной статьи, кратко о ней не расскажешь.

Исторические исследования дарят мне ни с чем не сравнимую радость. Когда мы идентифицировали останки Абулхаир хана, то радовались как на семейном празднике. Общий труд во благо страны невероятно сближает.

Мазар основателя Казахского ханства Жанибека находится возле поселка Коргалжын. Предъявляем доказательствачитать подробнее

– Не возникало ли споров во время рабочего процесса?

– С черепом Абулхаир хана интересная история получилась. Мы исследовали останки трех человек с большого некрополя в Айтекебийском районе Актюбинской области. Археологи и историки считали наиболее вероятным одно захоронение, выглядевшее более презентабельным. Но наше генетическое исследование выявило родство современных потомков Абулхаир хана с другим объектом. Потребовалась реставрация облика двух объектов. В общем, прошло немало времени до признания нашей правоты и организации мемориального комплекса на некрополе Хан моласы.

В ходе раскопок кургана Тасарык в районе аулов Алтыншокы и Лайбулак археологи в 2013 году нашли захоронение знатной сакской женщины. В гробнице находились кости, пролежавшие под землей около двух с половиной тысяч лет. Вместе с землей объект доставили в реставрационную лабораторию «Остров Крым». Исследования показали, что это женщина 40–50 лет в красивом головном уборе, по форме похожем на саукеле. СМИ дружно назвали находку Урджарской принцессой. Наш знаменитый реставратор Крым Алтынбеков и его коллеги воссоздали костюм жрицы и золотой остроконечный головной убор, декорированный растительными узорами, перьями и орнаментом в виде птицы. Знатная женщина определенно имела отношение к народной медицине, по всей видимости, лечила людей, знала о целебной силе растений. Когда мы брали на анализ фрагменты костей, реставраторы уже обработали кости и остатки костюма специфическими растворами, пагубно влияющими на ДНК. Учитывая плохую сохранность древних костей и специфическую обработку, нам удалось определить лишь небольшие фрагменты ДНК Урджарской принцессы, рассказавшие нам об азиатском происхождении ее материнской линии. Информацию о полной ДНК установить не удалось.

Зато генетические исследования энеолитических людей из Ботая прошли успешно и показали интересные результаты, по итогам которых выяснилось, что эта древняя цивилизация оставила очень мало генетических потомков.

Часто работа готовит мне неожиданные сюрпризы. Занимаешься исследованием какого-нибудь древнего рода и наталкиваешься на нечто абсолютно новое и неизведанное. Узнаешь о вымерших популяциях, об удивительных и загадочных событиях, проводишь сравнительные анализы поколений и понимаешь, что впереди тебя ждет множество открытий.