Математики пытаются вычислить роль эмоций в принятии решений

Опубликовано: 19 Ноября 2018 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана
Математики пытаются вычислить роль эмоций в принятии решений

Группа ученых одного из старейших исследовательских учреждений планеты – Университета Гренобля во Франции (образован в 1339 году) задалась вопросом о влиянии эмоций на принятие решений человеком. Как пишет страничка Технологического обозрения Массачусетского технологического института (MIT), исследование проводилось на шахматистах – людях, вынужденных в ходе каждой партии решать крайне сложные математические задачи, требующие мобилизации интеллекта и всех его резервов.

Широко распространено мнение, что эмоции затуманивают разум, однако, по мнению ученых, когда речь заходит о повседневном выборе, например между сыром или колбасой для бутерброда, неважно, насколько вы руководствуетесь холодной жесткой логикой. Такие решения в конечном счете оказываются не расчетливыми, а именно эмоциональными.

beitragsbild_smarte_maschinen.jpg

Для эксперимента исследователи отобрали 30 шахматных специалистов – как гроссмейстеров, так и мастеров уровнем пониже. Испытуемым давали шахматные задачи: простые – на один-два хода и усложненные – на четыре-шесть ходов. В ходе решения поставленных задач ученые фиксировали все изменения: взглядов, поз, сердечного ритма, мимики и прочего для мониторинга эмоциональных состояний.

«Наши эксперименты показали неожиданный результат: мы наблюдали быстрые смены эмоций, когда игроки пытались решить сложные проблемы, – заявляют исследователи. – Они используют эмоции».

Когда игрок видит фрагмент, который он видел раньше, такая взаимосвязь выдвигает найденный вариант на передний план для дальнейшего анализа. Лучшие игроки используют эмоции для эффективного перемещения соответствующих фрагментов из долговременной в кратковременную память и обратно. А запись изменений эмоциональных состояний шахматистов именно в такие моменты и была задачей ученых.

3.jpeg «Наша гипотеза заключается в том, что быстрые изменения эмоций являются непроизвольными проявлениями реакций на распознавание ранее встречающихся ситуаций», – говорят ученые.

Выявленный механизм эмоциональной подпитки принятия решения играет главную роль в сокращении древа вариантов при поиске возможных ходов. То, как продвинутые шахматисты принимают решения, сильно отличается от методики новичков. Опытные игроки учатся распознавать определенные формы игры или позиции силы и слабости.

Как пишет технологический портал, сделанное французскими учеными открытие имеет огромное значение как для понимания процесса принятия решений людьми, так и для машинного интеллекта.

shutterstock_480408787.jpg

Работа исследователей все еще находится на ранней стадии, но полученные результаты уже дали материал для повышения эффективности искусственного интеллекта. До настоящего времени машины принимали решения при помощи холодного расчета, используя все более мощные вычислительные ресурсы для более сложных задач. И если в шашках или шахматах такой подход уместен, то позволять машине делать выбор между сыром и колбасой пока еще не стоит.

Эмоциональная подпитка системы принятия решений обеспечивает некую пока не выявленную систему индексирования, которая позволяет человеку быстрее получить доступ к нужным секторам памяти. И если научить машины думать эмоционально, то можно будет говорить об эволюции искусственного разума от математического к более высокому уровню развития.