Способность видеть сны может быть зашифрована в генах

Опубликовано: 01 Сентября 2018 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана
Способность видеть сны может быть зашифрована в генах

Когда млекопитающие животные или птицы спят, все они, как и люди, проходят через фазу сна, известную среди англоязычных ученых как Rapid Eye Movement (REM – быстрое движение глаз), а среди русскоязычных – как фаза быстрого сна. Считается, что REM играет важную роль в поддержании функции мозга, физиологического здоровья и консолидации воспоминаний. Это также период, когда люди видят сновидения – мозг человека столь же активен, как и во время бодрствования.

Как сообщает Newsweek, японским ученым из Центра исследований биосинтеза RIKEN удалось выяснить, что за наличие этой таинственной и не очень-то изученной фазы у животных отвечает пара специфических генов.

Предыдущие исследования выявили, что нейротрансмиттеры – химические почтальоны организма, известные как ацетилхолин и его рецепторы, не только отвечают за передачу сигналов через мозг и нервную систему, но также важны для регуляции сна в фазе REM.

big_1423310981_image.jpg

На этот раз команда, возглавляемая Хироки Уэдой, обнаружила, что мыши, генетически сконструированные с отсутствием двух специфических генов, переставали проходить через фазу быстрого сна. Ученые точечно выключили несколько разных генов у мышей, отвечавших за развитие различных рецепторов ацетилхолина. Выявлено, что потеря двух рецепторов, известных как Chrm1 и Chrm3, которые являются общими для определенных областей мозга, оказывает значительное влияние на сон животных.

При уменьшенном производстве рецептора Chrm1 фаза быстрого сна у подопытных мышей уменьшилась и раздробилась на кусочки. Уменьшение Chrm3 привело к снижению времени REM. Одновременное выключение обоих рецепторов приводит к практически полному отказу организмов подопытных от фазы быстрого сна.

Non-rapid-eye-movement-sleep-and-rapid-eye-movement-sleep-after-presentation-of-the-cue.png

Как пишет портал, и у людей, и у мышей одинаковая взаимосвязь между генами и рецепторами Chrm1 и Chrm3, поэтому в гипотетической ситуации, если бы аналогичное исследование было бы проведено на людях, результаты могли бы быть такими же. Человек лишится фазы быстрого сна, а также, что весьма вероятно, перестанет видеть сны.

Примечательный и немаловажный нюанс: подопытные мыши, генетически лишенные способности спать со снами, в итоге выжили. Этот результат удивителен и, вероятно, позволит раскрыть тайны биологических функций фазы быстрого сна, а также роль этой фазы в столь важных для человека отраслях, как способность к обучению и память.

Открытие, что рецепторы Chrm1 и Chrm3 играют ключевую роль в фазе REM-сна, открывает путь к изучению его основных клеточных и молекулярных механизмов, считает доктор Уэда, и в итоге позволит нам наконец понять такое парадоксальное и загадочное явление, как фаза быстрого сна.