Ученым не хватает пожирающих свет слизняков для изучения этого феномена

Опубликовано: 24 Июля 2018 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

Аккумулирующая солнечный свет и способная к самостоятельному передвижению морская слизь, поэтически именуемая «Восточная изумрудная элизия» или Elysia chlorotica, ломает все правила и стереотипы биологии, и вводит в ступор ученое сообщество. Однако теперь этот вид оказался в крайнем дефиците.

Как сообщает портал National Geographic, способные к фотосинтезу биологические виды, то есть растения – не способны самостоятельно передвигаться. Животные виды планеты Земля могут передвигаться, но не способны накапливать энергию солнечного света. И лишь Elysia chlorotica, обитающая у Восточного побережья США, является аналогом мифической химеры – она совмещает в себе свойства растений и животных.

02-solar-powered-sea-slugs-cover-image-high-res.adapt.768.1.jpg

Ранние эксперименты показали, что эта травоядная морская слизь, которая внешне выглядит как небольшой растительный лист длиной в 3–5 сантиметров, может обходиться без еды в течение девяти месяцев и более, снабжая себя во время бескормицы питательными веществами, благодаря процессу фотосинтеза, когда греется на солнышке.

Это уникально! Это противоречиво! Это непостижимо! Оно никогда не ест! – восторгается биолог Калифорнийского государственного университета (Лос-Анджелес, США) Патрик Круг. – По существу, оно как типичная лос-анджелесская знаменитость. Plagiomnium_affine_laminazellen.jpeg

В кожу слизняков-светляков встроены пластиды, именуемые хлоропластами, и по своей сути, это миниатюрные живые солнечные генераторы, способные собирать и перерабатывать энергию нашего светила. Именно хлоропласты придают элизии ее изумрудно-зеленый цветовой оттенок, причем такие органеллы встречаются и у других видов слизняков, которые также способны использовать энергию Солнца, но далеко не с такой эффективностью.

Никто не знает, как элизиям удается совмещать в себе биологию растительных хронопластов с их фотосинтезом с вполне животным питательным циклом. Почему иммунная система животного не отторгает растительные клетки? По какой причине пищеварительная система не пожирает хлоропласты? Каким причудливым образом переплелись растительные и животные гены, что природе удалось создать нечто столь противоречивое, но жизнеспособное?

01-solar-powered-sea-slugs-11_16_06--chlorotica-02-hig-res.adapt.768.1.jpg

Химерические способности Elysia chlorotica привлекают внимание ученых широчайшими перспективами применения, например, в иммунологии или генной терапии.

Однако этот вид стал сейчас настолько редким, что получить дикий образец для исследований считается большой удачей. В последние пару лет лишь одной из исследовательских групп из Университета Южной Флориды посчастливилось обнаружить образцы слизней в соляном болоте в штате Массачусетс. Кроме того, по данным портала, паре научных групп удалось культивировать элизию в неволе, однако исследователи не очень-то спешат делиться информацией и образцами с прочим ученым сообществом.

meeresschnecke-DW-Wissenschaft-Erfurt-jpg.jpg

Дефицит материала для исследований уже вывел из игры многих специалистов, а среди самых стойких сильно ужесточилась конкуренция. Слизняк крайне плохо размножается в неволе, а его природная популяция никогда не изучалась и вполне может статься, что вид находится на грани вымирания, в связи с чем множество вопросов так и могут остаться без ответов, несмотря на заманчивые, грандиозные перспективы.

Sea-Slug-Elysia-chlorotica.jpg