просмотров 2279

Актриса и режиссер Елена Цыплакова: страх для меня – чувство ложное

Опубликовано: 06 Декабря 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Актриса и режиссер Елена Цыплакова: страх для меня – чувство ложное
Елена Цыплакова / newokruga.ru

2.jpg

Режиссер Франсуа Трюффо считал, что снимать кино – это все равно что выводить лодку в море. Руководитель съемочного процесса стоит за штурвалом и всеми правдами и неправдами старается избежать крушения. Актриса и режиссер Елена Цыплакова перестала бояться шторма еще задолго до того, как села в режиссерское кресло, руководствуясь известным утверждением: «Бог не дает человеку не по силам». Отсутствие профессионального и житейского страха позволяет ей оставаться востребованной в профессии. Она пришла в кино 45 лет назад, сыграв свою первую роль в фильме Динары Асановой «Не болит голова у дятла».

В этом году исполняется 30 лет с момента выхода на экраны фильма «Камышовый рай», за который Елена Цыплакова получила свой первый приз как лучший молодой режиссер на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1990 году. (Кстати, в этой ленте сыграл и казахстанский актер Досхан Жолжаксынов.)

При этом Елена никогда не почивала на лаврах. Недавно она была названа лучшей актрисой на Международном телекинофоруме «Вместе» за роль в сериале «Шаг в бездну». Собственно, с обсуждения этого события и начался наш разговор.

– Елена Октябревна, как вы вообще относитесь к наградам?

– Для меня любая награда – это оценка труда коллегами. Если отмечают твою работу, то это всегда очень приятно. Это и повод пообщаться с друзьями, поговорить, порадоваться вместе. Хотя иногда и сталкиваешься с обратной реакцией.

– А помните свои чувства, когда получили приз за фильм «Камышовый рай»?

– Это было невероятно! Все-таки международный фестиваль, Испания. Я никогда не думала, что так может быть. Правда, могу сказать, что поздравили меня только близкие друзья. А из тех, кого я знала на «Мосфильме», поздоровались человек пять. Всякое бывает. Все зависит от людей, их характеров, отношения ко всему. На самом деле это их проблемы, а не мои.

Звезда фильма «Любовь и голуби» провел творческий вечер
читайте далее

– В начале фильма «Камышовый рай» между главным героем Жекой и его собеседником происходит разговор, где упоминаются казахстанские степи. Съемки проходили там?

– Фильм снимался под Астраханью. Когда мы искали место для съемок, то начали с казахстанского Гурьева. Там мы нашли камыши и заброшенный барак, но в итоге решили, что снимать в Астрахани будет удобнее.

– А что-то с Казахстаном вас связывает?

– Врач Роман Львович Когай, благодаря которому у меня началась новая жизнь, родом из Алматы. 13 лет назад я узнала о том, что у меня диабет тяжелой формы, и меня посадили на инсулин. Я нашла в Интернете Школу диабета Доктора Ко. Роман Львович просто поразил меня своими лекциями. Он сам диабетик и учит справляться с этим недугом других. К нему на консультации и лечение приезжают люди со всей Европы и даже из Америки. И буквально за три недели я сошла с инсулина, который колола девять лет. Живу без него уже три года, в результате похудела со 116 до 80 килограммов. У меня появились новые роли, работа, есть энергия и силы, чтобы трудиться. Благодаря этому человеку Алматы для меня – родной город.

– Ваш фильм о трудовом лагере абсолютно мужской. Не трудно было снимать женщине кино на такую тему?

– Понятие пола, на мой взгляд, непринципиальное. Вспомните, сколько женщин-режиссеров снимали в вашем понимании мужское кино и сколько мужчин создают «женские кружева». Поэтому эти вопросы про мужское и женское кино примитивны. Но их все время задают!

2.jpg

– С какими сложностями вам пришлось столкнуться на съемках «Камышового рая»?

– Прежде всего, с жарой – 40 градусов в тени. Из-за песчаных бурь возникал страх, что может что-то случиться с пленкой. Ведь из-за брака все пришлось бы переснимать. Но, слава Богу, все обошлось. А еще кругом были змеи! На площадке постоянно дежурила «скорая помощь». Существенных проблем не возникало, но напряжение, конечно, было.

– Режиссером фильма «Не болит голова у дятла», в котором состоялся ваш актерский дебют, была Динара Асанова, тоже дебютантка на тот момент. Не страшно было сниматься у человека, только делающего свои первые шаги в кино?

– Нет, я с детства небоязливый человек. В пять лет услышала фразу: «Страх – чувство ложное». Когда происходит то, чего ты боишься, нужно не бояться, а действовать. Существуют бесы страха, которые только накручивают... С тех пор, наверное, ничего уже не боюсь.

А вообще, мне нравился процесс съемок. Помню, как Динара пускала нас в монтажную. Мы бывали у нее дома и душевно общались на площадке. После этого я снималась в ее ленте «Ключ без права передачи» и в эпизоде фильма «Никудышная». Динара всегда говорила нам, что мы должны иметь свое мнение по любому поводу. «Ошибайтесь, неправильно думайте, время вас поправит. Вы измените свое мнение», – повторяла она. Динара пыталась формировать из нас личностей, за что я ей очень благодарна.

– И наверное, бесстрашию вы учились и у отца.

– Папа пришел с войны инвалидом. У него были прострелены ноги, легкие. Также у отца была открытая форма туберкулеза… и фантастическая воля к жизни. Мой батя очень любил, сидя на кухне, пить чай и философствовать. Ему нужны были уши. Он любил рассуждать о бытии, сознании, смысле жизни. Когда я в возрасте 18 лет уехала из Питера учиться в Москву, отец прислал мне письмо «Послание поколению» на четырех страницах. Там есть потрясающие фразы, например такая: «Старайся вводить себя в каждый новый день осмысленно и ново. Тогда жизнь не будет скучна», «Не отпусти радости труда, чтобы не ощутить бремя существования», «Не торопись осесть бабой даже в самой золотой клетке», «Будешь деятелем – будешь уважаема и любима».

Папа дожил до 58 лет. Он жил, потому что хотел. А ушел в тот момент, когда устал. Однажды я приехала домой и заметила, что у него какой-то тусклый взгляд. Я спрашиваю: «Что случилось?». А папа говорит: «Устал». У него диагностировали онкологическое заболевание, и через год он ушел. К тому моменту он весил всего 33 килограмма. Наверное, благодаря родителям я поняла, что такое жизнь и как преодолевать любые сложности.

3.jpg

– Вы как-то сказали, что по падению человека можно увидеть его духовный потенциал. Так как же укрепить свой дух?

– Знаете, как старцы говорят: «Бесы борются с сильными. А слабые им не очень нужны». Существует масса примеров, когда люди преодолевали сложнейшие ситуации. И самое главное, что все они жили очень достойно. Все зависит от цели, которую ставит перед собой человек. Господь сказал, что Царствие небесное находится внутри нас. Философы же размышляли над тем, что такое уровень сознания. Есть плотский уровень, когда человек – раб своей плоти. Есть душевные люди, которые живут уровнем эмоций. Хвалят – хорошо, ругают – плохо. А у духовного человека мотивация поступков другая. Его могут поругать, а он про себя скажет спасибо за то, что ему указали на его несовершенство. А когда похвалят, то подумает, что стоит прислушаться к такому мнению.

Меня поразила одна фраза: «Господи, освободи меня от греха самооправдания». Когда ты оправдываешь себя в той ситуации, в которой повел себя неправильно, ты ее только усугубляешь и тем больше отягощаешь свою карму. Потому что ты не прошел этого урока. Иисус сказал, что все подлежит разрешению, а разрешается все в заповедях.

Поэтому все зависит от мыслей человека, от уровня его сознания. А уровень сознания в свою очередь зависит от образования, общения, воспитания, от того, что человек принимает или не принимает, той литературы, которая ему интересна. Можно бесконечно об этом говорить, все это входит в тот самый опыт человека.

Уроженка Казахстана о свободе, скинхедах и работе в театре Вахтангова
читайте далее

– Режиссер Вернер Херцог рассказывал, что в 17 лет пришел просить деньги у продюсеров на свой фильм. А они его не восприняли всерьез, сказав: «Мальчик, позови отца». Пришлось Херцогу открыть собственную студию. Может ли, на ваш взгляд, человек в ранней молодости сказать что-то миру? Это к вопросу об опыте.

– Дело в том, что у людей разный уровень интеллекта, есть семья, в которой они выросли, книги, которые они читают. Может быть, их приучили видеть какие-то вещи. И все это относится к опыту. К тому же сегодня мы наблюдаем информационный обвал. Другое дело, как человек относится к этому опыту. Давным-давно я прочитала одну статью, где рассказывалось, что американцы подсчитали: к 18 годам молодой человек средней образованности успевает узнать из прессы и других источников примерно о 180 тысячах преступлений. И мозг ведь это все фиксирует, эта информация входит в наше подсознание. И начинает срабатывать как опыт, но все зависит от того, на какую полочку я положу эту информацию, как я к этому отнесусь. Либо я понимаю, что этого делать нельзя, либо восклицаю: «Вот класс. Как мне это все нравится» и сделаю так же. Ведь ребенок реагирует на все происходящее вокруг: семью, телевизор, Интернет. Другое дело, какие у человека устремления, как он работает с этим опытом. У каждого из нас есть определенный набор понятий, представлений, но возникает вопрос: что же мы с этим можем сделать?

– В начале жизни человек сталкивается с опытом безответной любви. Да и вообще в любом возрасте. Что делать с таким опытом?

– Жить. Ведь любовь – это божественное качество. По идее, это то, что человек должен чувствовать ко всем вообще. Если мы кого-то встречаем на своем пути, мы все равно получаем уроки. Один из старцев сказал: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Человека подводят к нам для того, чтобы мы отработали какие-то отношения, научились прощать, вести себя правильно, что-то создали по отдельности или вместе. Когда я собираю съемочную группу, я обычно говорю: «Ребята, Господь собрал нас всех вместе на этот период работы. И мы должны уважительно относиться к делу, которым занимаемся». Я уважительно отношусь к любой профессии в кино и не позволяю артистам заносчиво относиться к работникам группы.

4.jpg

– А как вы в таком случае относитесь к актерским импровизациям?

– Актеров, которые предлагают свои решения, на самом деле очень любят. Помню, как я работала с Владимиром Ильиным на съемках фильма «На тебя уповаю». Он всегда приходил на площадку и предлагал кучу вариантов. Юрий Беляев в этом отношении тоже потрясающий артист. Любой актер – тоже режиссер своей работы. Я также предлагаю свое видение, которое иногда совпадает с режиссерским.

– В чем, на ваш взгляд, состоит миссия искусства?

– В Евангелие есть замечательная фраза: «Совершенны те, у кого чувства навыком приучены к различению добра и зла». Искусство может помогать человеку становиться более совершенным. Замечательно про роль искусства в интервью сказала президент Пушкинского музея Ирина Антонова: «Когда я что-то смотрю, я хочу быть нагружена высшим смыслом, тогда я к этому припадаю, размышляю об этом после просмотренного. Это остается внутри меня».

– Где вы любите проводить свободное время?

– Рядом с нашим домом находится Кузьминковский парк, где мы очень любим гулять. А просто так гулять по Москве уже сложновато – слишком много народа, машин. Поэтому хочется свежего воздуха. Люблю ездить на мамину родину – в деревню в Новгородской области. Там дом на берегу реки, баня, участок. Помню, как мама ела покупное яблоко, выбросила его за окошко, и там выросла огромная яблоня. Мамы уже нет, а яблоня есть. Про яблоки я говорю, что это мамины подарки. Они мне очень дороги.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале