просмотров 1538

Арман Асенов: государству стоило бы выкупить крупные киносети, стоящие на грани банкротства

Опубликовано: 20 Апреля 2020 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Арман Асенов: государству стоило бы выкупить крупные киносети, стоящие на грани банкротства
facebook.com

Из-за пандемии коронавируса отечественная киноиндустрия терпит колоссальные убытки. Банкротятся кинотеатры, приостановлены съемки фильмов. Covid-19 может оказать на кинематограф такое же влияние, как испанский грипп в 1918 году. Об этом в интервью «ЭК» рассказал глава киностудии «Казахфильм» Арман Асенов.

– Именно период пандемии и постпандемии 1918–1926 годов является одним из ключевых в развитии Голливуда, так как именно тогда были созданы все структуры, определившие американскую киноиндустрию на долгие годы вперед, – говорит Арман Асенов. – Тогда из-за «испанки» закрылись 90% американских кинотеатров. В Лос-Анджелесе запрет на работу кинотеатров был введен сравнительно рано, а киностудии закрыли производство всего на полтора месяца, с середины октября до конца ноября 1918 года. И этого было достаточно, чтобы рухнула вся киноиндустрия США. До пандемии 1918 года в Штатах кинопрокатчик и кинопроизводитель были разными структурами, но во время пандемии некоторые кинопроизводители догадались выкупить разорившиеся кинотеатры и киносети, что впоследствии дало мощный толчок американской киноиндустрии. Анализируя этот факт, можно сделать вывод относительно наших реалий. Государству (в лице Министерства культуры и спорта) именно сейчас стоило бы сесть за стол переговоров и выкупить крупные киносети, стоящие на грани банкротства.

– Что даст этот шаг?

– Во-первых, это поддержало бы бизнес-сообщество, а во-вторых, поспособствовало бы развитию отечественной киноиндустрии – появился бы свой кинопрокат. Нынешняя пандемия заставила весь мир закрыться в своих коконах. Все сидят дома, едят и смотрят телевизор. Создается впечатление, что индустрия кино работает в прежнем режиме, но это далеко не так: кинотеатры закрыты, фильмы не снимаются. Сейчас в прокат не могут выйти даже готовые фильмы. Онлайн-сервисы – не решение, так как они являются вторичным рынком, и качественное кино, приготовленное для просмотра на большом экране, запускать на стриминг не имеет смысла. Интернет-показы, даже при нынешнем росте их популярности, все равно не могут дать доход, сопоставимый с прокатом. Фильмы не только в Казахстане, но и во всем мире, включая Голливуд, сейчас не производятся. Согласно официальной статистике за последний месяц, только в Лос-Анджелесе уволены 120 тысяч работников киноиндустрии, закрыто 80% кинотеатров.

Пандемия коронавируса в Казахстане и мире: что сейчас происходит
читайте далее

– Режиссер Алексей Герман-младший в одном из своих интервью рассказывал, что часть действия его нового фильма «Воздух» происходит осенью, тогда как, по самым благоприятным прогнозам, пандемия пойдет на убыль только ближе к лету. То есть они не успеют подготовиться к съемочному процессу, поэтому съемки придется переносить. Я думаю, что частная проблема одного режиссера касается всей постсоветской киноиндустрии. Ведь многие картины снимаются летом…

– Действительно. Еще одна особенность состоит в том, что для съемок нужны определенные погодные условия, и, например, для Голливуда это не является критичным. Однако в нашей стране съемочный период – это лето или ранняя осень, когда есть солнце. Подготовительный период должен быть завершен не позднее апреля. Но в связи с тем, что режим ЧП продлен как минимум до конца этого месяца, сроки уже упущены. То есть на данный момент сложно предсказать, насколько сильно киноиндустрия пострадала от пандемии, но производство фильмов в нашей стране точно не возобновится с окончанием карантина и не сможет быстро восстановиться. На сегодняшний день приостановлены съемки шести фильмов киностудии «Казахфильм». Но в общем, у нас встала вся отрасль – и кинопроизводство, и кинопрокат. Кинотеатры банкротятся, и мы даже не понимаем, в каком мире окажемся, когда все это закончится. Я думаю, наш рынок более или менее восстановится в лучшем случае лишь в начале 2021 года.

Другая проблема, которую нельзя обойти стороной, – это повышенное потребление киноконтента во время карантина. Все сидят дома и убивают время фильмами, сериалами и т. д. То есть к моменту выхода из карантина люди насытятся всем этим и будут искать другой вариант проведения досуга. Они просто не захотят ходить в кино. Мы рискуем остаться с низкокачественным видео, снятым в домашних условиях для YouTube, к которому может привыкнуть зритель, навсегда испортив свой вкус.

– Ну а что делать?

– АО «Казахфильм» им. Шакена Айманова приступило к антикризисным мерам не только из-за объявленного карантина, но и из-за принятого в 2019 году закона о кинематографии. Производством национальных фильмов теперь занимается не только «Казахфильм», но и частные киностудии, которым в данных реалиях намного проще. Ведь они в отличие от нас не несут столь масштабных затрат. Кроме того, в законе нет ни слова о киностудии «Казахфильм», хотя это отраслеобразующее предприятие с полным циклом производства, которое теперь осталось абсолютно без средств к существованию.

Далее хотелось бы отметить, что закон этот в основном направлен на привлечение иностранных кинопроизводителей в Казахстан. Причем наше государство должно возвращать им 30% средств, которые они потратят, снимая здесь свое кино. Возможно, это и хорошо, но точно не в условиях сегодняшних реалий всеобщего карантина, а также дефицита доходной части бюджета из-за падения мировых цен на энергоносители.

– Как можно сохранить киностудию?

– Нужно использовать ее потенциал для производства национальных фильмов. Для этого, я считаю, необходимо также отменить результаты питчингов, проведенных Государственным центром поддержки национального кино (ГЦПНК), и пересмотреть все поданные сценарии на предмет возможности производства фильмов на территории АО «Казахфильм» (ведь все зависит от сценария, есть огромное количество фильмов и даже шедевров, снятых на одной локации). Это даст огромную экономию бюджетных средств, выделяемых на кинопроизводство.

У студии появится реальная возможность развития, благодаря загруженности цехов, павильонов, специалистов. Но самое главное – это единственная возможность сохранить национальное кинопроизводство в ближайшие два-три года, поскольку именно столько времени будет необходимо для ликвидации последствий пандемии.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале