просмотров 822

Арман Асенов: историческому кино тяжело пройти цензуру

Опубликовано: 22 Ноября 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Арман Асенов: историческому кино тяжело пройти цензуру
Арман Асенов / brod.kz

В последнее время в Казахстане в тренде историческое кино. В сентябре Акан Сатаев представил драму «Томирис», на очереди – фэнтези «Батырлар» Аскара Узабаева. В планах отечественных кинематографистов – создание еще ряда фильмов о знаковых исторических личностях. Глава киностудии «Казахфильм» Арман Асенов в эксклюзивном интервью «ЭК» рассказал, что фильмы в этом жанре востребованы, но их создание сопряжено с рядом проблем.

– У нас много личностей, чья жизнь достойна экранизации. Поэтому мы запускаем и фильмы, и мультфильмы на эту тему. Мы сделали «дорожную карту» на ближайшие 10 лет, куда включены герои, о которых нужно рассказать, – начинает Арман Асенов. – В их числе аль-Фараби – личность, о которой знает весь арабский мир. Практически во всех арабских странах его имя носят улицы, музеи и университеты. А мы являемся его наследниками. Аль-Фараби называют вторым учителем после Аристотеля. У нас есть хороший сценарий про Курмангазы. Также мы хотим снять картину про султана Бейбарса. К этой личности проявляют интерес во всем мире, поэтому у ленты может быть коммерческий успех. Очень интересен такой персонаж, как Коркыт-ата. Эти личности известны, так сказать, в узком кругу, но их историческая значимость огромна. Если об этих людях красиво рассказать, то о них заговорит весь мир!

– Известный кинопрокатчик Бауыржан Шукенов в одном из интервью сказал, что историческое кино находится в сложной ситуации. С одной стороны, нужно следовать исторической правде, чтобы не прогневать экспертов, с другой – фильм должен быть интересен зрителю. Так как же соблюсти этот баланс?

– Знаете, почему он так сказал? Если говорить о сериале «Казахское ханство», то ситуация следующая. Режиссеры хотят рассказать слишком много исторической правды, но она не ложится на киноязык. И зрителю становится неинтересно. Человек устает от избытка информации, которая обрушивается на него за экранное время. Этот ход становится невостребованным в прокате. Людям хочется рассказать, как оно было на самом деле, с красивыми костюмами и декорациями. Этот баланс действительно тяжело соблюсти. Особенно сложно показывать фильм иностранцам, потому что им может быть неинтересно то, что интересно казахам. Поэтому историческое кино нужно упрощать. А вообще, по каждому из эпизодов сериала «Казахское ханство» можно снять отдельный фильм.

Казахское ханство.jpg

– Другая проблема, на мой субъективный взгляд, заключается в том, что исторические личности показаны как абсолютно идеальные люди, лишенные человеческих недостатков. Так, некоторые критики сочли, что образ Томирис получился чересчур правильным, ее назвали чуть ли не памятником.

– Таково видение режиссера. Но я не согласен с подобным определением. Недостатков у героини много, и они показаны в фильме. На самом деле этот кинообраз недалек от литературной версии Булата Жандарбекова, хотя Акан Сатаев и не брал его роман «Томирис» за основу.

Арман Асенов о шансах «Казахского ханства» на «Оскар»
читайте далее

– А как обстоят дела с бюджетами? Съемки исторических фильмов – это ведь дорогое удовольствие.

– Обычно у нас уходит около 10 млн долларов, это уже такой устаканенный бюджет. Например, фильм «Жаужүрек мың бала» обошелся в эту сумму. А та же «Томирис» при бюджете 10 млн уже собрала два миллиона. Кажется, что лента не окупилась, но постепенно это произойдет. Просто нужно время. У нас ведь не Голливуд, и в Казахстане пока не так много кинозалов. К тому же в кино ходит определенная категория людей, и культуру посещения кинотеатра надо прививать. Но ценность исторического кино не в окупаемости, оно работает на имидж государства, чтобы о нас узнавали во всем мире. Кстати, «Томирис» заинтересовались дистрибьюторы в Америке, Турции и Китае.

– А какими еще нашими историческими фильмами интересовались на Западе?

– «Кочевника», например, показали в Америке и Европе. В советское время была такая востребованная картина, как «Батыр Баян», которая тоже прокатывалась на Западе. Проблема заключается в том, что на международный рынок ленты не пускает прокатная мафия, будь ты хоть семи пядей во лбу! Есть фестивальная мафия, есть киношная, а есть прокатная. Я вижу выход в копродукции, которая значительно расширяет границы.

– Насколько сложно было снимать киноцикл «Путь лидера» о жизни Нурсултана Назарбаева? Ведь это не только первый президент, но еще и живой человек с достоинствами и недостатками.

– Когда мы общались, Нурсултан Абишевич сразу сказал: «Не идеализируйте меня». В фильме герои и дрались, и пили, и курили. Это ведь период взросления человека, его становления. События первых серий происходили в годы индустриализации, когда особо ни с кем не нянькались. Тогда и машин практически не было, пешком ходили. Своими руками все строили, поднимали целые заводы.

Возникла другая проблема. Снимать про ханов гораздо легче, все-таки люди не знают толком, в какой одежде тогда ходили, какими предметами пользовались. А вот ретрофильм создавать тяжелее, потому что зрители еще помнят, какими были интерьеры и одежда того времени. Не тот магнитофон и сигареты покажешь, и люди уже начнут возмущаться.

– На днях довелось посмотреть голливудский фильм на библейскую тему «Мария Магдалена» с талантливым Хоакином Фениксом, недавно сыгравшим Джокера, в роли Христа. Так вот, в этой картине полностью разрушается образ Магдалены как блудницы. А апостол Петр показан как афроамериканец. Как вы относитесь к подобным неожиданным трактовкам?

– Таково видение режиссера, его трудно в чем-либо упрекнуть. Один человек написал сценарий, другой разглядел в нем коммерческий потенциал и снял фильм. И знаете, скандалы ведь только на руку кинопрокатчикам! Чем больше о фильме говорят, даже в негативном ключе, тем больший зрительский интерес он вызывает. Это отдельно взятое творение, оно и останется таким. Тут и подход разный. Того же Пушкина сейчас многие снимают в современной интерпретации. И молодежь принимает такую трактовку на ура.

– А у нас когда-нибудь появятся подобные фривольные сюжеты?

– Нет. Мы все-таки больше идем по классическому варианту. И существует ведь какая-никакая народная цензура, которую историческому кино очень тяжело пройти.

– Скоро в прокат выйдет фильм «Батырлар» Аскара Узабаева…

– Это будет, скорее, историческое фэнтези. Что-то вроде романа Александра Дюма «Д’Артаньян и три мушкетера». Прототипы главных героев этого произведения вообще жили в разные исторические периоды, а писатель свел их в одном сюжете.

Неделя казахстанского кино в Москве открылась фильмом «Шынырау»
читайте далее

– Ваша любовь к историческому кино объясняется ведь и личной историей. Вы не раз снимались в картинах этого жанра, даже Чингисхана играли…

– Кого я только не играл! Но мне постоянно достаются батыры и ханы. Это прямо мой профиль был. Оператор Алексей Беркович даже смеялся: «Есть актеры комические, трагические, а Арман специализируется на ханах и батырах».

– Многие киношники любят рассказывать о том, как им снятся исторические личности, которых им предстоит сыграть, и чуть ли не беседуют с ними. С вами такого не случалось?

– Еще за несколько лет до того, как я сыграл Кобланды-батыра в сериале «Казахское ханство», у меня родился сын. И маме приснился сон, в котором она услышала совет: «Назовите внука Кобланды». А жена не разрешила, ответила: «Его же Кобой будут называть!». В итоге сына назвали Амирханом. А через несколько лет мне дали роль Кобланды-батыра.

2.jpg

– В картине «Сага древних булгар» Булата Мансурова вы играли самого Аттилу. С этим фильмом ведь тоже была связана какая-то тяжелая история…

– Его снимали больше 10 лет. Во время производства ленты умерли многие актеры и сам режиссер тоже. И картина осталась недоделанной, хотя осталось много материала. Фильм снимали в Египте, Венгрии, Казахстане, Кыргызстане и других странах.

– Каким вы все-таки видите будущее исторического кино в нашей стране?

– Очень востребованным. Я много раз повторял, что кочевой образ жизни незаслуженно забыт. Нужно делать то, что хорошо получается. Если киностудия хорошо может создавать картины на историческую тему, то эту фишку и нужно держать. Фильмы на все остальные сюжеты уже сняты. Режиссеры стараются удивить зрителя чем-то неожиданным, эротику ту же используют, потому что уже скучно на все смотреть. А кино о кочевом образе жизни как раз может быть очень востребовано как жанр.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Золотое кино
Американские мейджоры давят на наши кинотеатры, не оставляя возможности для формирования с
8518 0 0
Персидский код
ПЕРСИДСКИЙ КОД
1023 0 0