просмотров 542

Британец Рэйф Файнс снял фильм о беглом советском танцовщике Рудольфе Нурееве

Опубликовано: 25 Апреля 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Британец Рэйф Файнс снял фильм о беглом советском танцовщике Рудольфе Нурееве
Кадр из фильма «Нуреев. Белый ворон»

В рамках 41-го Московского международного кинофестиваля прошел показ фильма «Нуреев. Белый ворон», рассказывающий о судьбе одного из самых талантливых танцовщиков прошлого века. Главную роль в картине британца Рэйфа Файнса, известного в том числе по актерским работам в лентах «Список Шиндлера» и «Гарри Поттер», сыграл артист Татарского театра оперы и балета Олег Ивенко.

Фильм рассказывает о жизни советского артиста балета Рудольфа Нуреева до знаменитого «прыжка свободы». В 1961 году на гастролях Кировского театра (ныне Мариинского) в Париже представители спецслужб, сопровождавшие труппу, сообщили Рудольфу Нурееву, что он должен ехать на гала-концерт в Москву, тогда как весь коллектив отправлялся дальше в Лондон. Нуреев понимал, что его могут больше не выпустить за границу и по совету своей французской поклонницы Клары Сент решился попросить политического убежища у парижской полиции. Те несколько шагов, которые он сделал по направлению к французским стражам порядка, вырвавшись из цепких лап КГБ, в последующем и назвали «прыжком свободы». Этот эпизод стал кульминацией фильма «Белый ворон».

Нуреев 2.jpeg

Вообще, картина Рэйфа Файнса представляет собой череду флешбеков, которые погружают зрителя в разные моменты жизни Нуреева. Вот показано его рождение в поезде, направлявшемся во Владивосток, в следующем эпизоде он уже приходит в Ленинградское хореографическое училище и практически с порога заявляет: «Я – Рудольф Нуреев и хочу здесь учиться». Потом мы видим, как он любуется Парижем из окна проезжающего автобуса.

Эпизоды жизни танцовщика мелькают в хаотичном порядке, словно картинки калейдоскопа, но такая последовательность событий не доставляет зрителю дискомфорта, и он с увлечением смотрит за процессом становления Нуреева в искусстве.

Большую роль в судьбе Рудольфа Нуреева сыграл его учитель Александр Иванович Пушкин, роль которого исполнил сам Рэйф Файнс. Он же и озвучил своего героя. Легкий акцент Пушкина в исполнении Файнса выглядит довольно странно, но добавляет персонажу определенной пикантности. 

Нуреев 3.jpeg

История появления моего героя в фильме такова. Вообще, я не хотел играть в своей картине, поскольку уже делал два фильма, будучи актером и режиссером одновременно. Помню, как это было трудно, – сказал на пресс-показе фильма Рэйф Файнс. – К тому же я хотел, чтобы роль Пушкина сыграл русский человек. Однако инвесторы настояли на том, чтобы я все-таки появился в картине.

Вообще, Файнс сделал свою картину с огромной любовью к русской культуре, к Санкт-Петербургу и, конечно, к своему герою:

Когда я прочел биографию Нуреева, меня просто потрясла история этого бедного мальчика, родившегося в вагоне. И как он обнаружил в себе желание заниматься танцами, его взаимоотношения с Пушкиным, его тяга к искусству, его тяжелое решение...Это история творческого человека, стоящего перед драматическим выбором. 

В своем фильме Файнс уделяет внимание и взаимоотношениям жены Пушкина Ксении и Нуреева. По сюжету она соблазняет артиста балета. По одной из версий, подруга Рудольфа Нуреева Любовь Романкова считала Ксению одной из причин бегства танцовщика на Запад. По словам Романковой, Нуреев называл Ксению Пушкину настоящей сексуальной хищницей и стремился освободиться из-под ее влияния. Именно такой и показана в фильме Файнса Ксения, роль которой исполнила Чулпан Хаматова.   

Сам Нуреев, несмотря на противоречивость своей натуры, вызывает явную симпатию. Рудольф Нуреев, как следует из его биографии, был очень сложным человеком: мог нагрубить партнерам, администрации театра, журналистам, был требовательным к качеству приготовленной пищи в ресторанах, иногда бранился на репетициях, нередко капризничал, словно маленький ребенок. Недаром в фильме «Белый ворон» есть эпизод, когда, будучи на гастролях в Париже, Нуреев долго выбирал себе паровозик с железной дорогой.

Рэйф Файнс не идеализирует Нуреева, показывая его негативные стороны, но вместе с тем демонстрирует свое явное восхищение этим героем. Трудолюбие Рудольфа Нуреева, который мог репетировать часами напролет, выступать с травмой и воспаленными суставами, вызывает восхищение. Добавьте сюда его огромную любовь к искусству: во время учебы в Ленинградском хореографическом училище Нуреев часами бродил по Эрмитажу, изучая его шедевры.

Нуреев 4.jpeg

Рэйф Файнс лично отобрал артиста Татарского театра оперы и балета Олега Ивенко на роль Нуреева. Роль Юрия Соловьева – друга Рудольфа Нуреева – исполнил еще один знаменитый танцовщик Сергей Полунин. Авторы фильма, конечно, не уделяют ему особо пристального внимания, показывая, как Соловьев прошел лишь по краешку судьбы Нуреева. Понятно, что за скобками кинокартины осталась трагическая судьба Соловьева. Как пишет Мария Баганова в своей книге «Бог танца», после бегства Нуреева из СССР Юрий Соловьев попал под колпак КГБ, его обвинили в недоносительстве и принудили стать стукачом. Будучи по природе очень интеллигентным и порядочным человеком, Соловьев не смог смириться со своей участью и покончил жизнь самоубийством.

Что касается Пушкина, то после Нуреевского «прыжка свободы» его тоже стали преследовать спецслужбы. На фоне постоянного прессинга у учителя Рудольфа Нуреева случился сердечный приступ. Впоследствии Александр Иванович заработал хроническую болезнь сердца, от которой умер спустя девять лет. Когда на улице учителю Рудольфу Нуреева стало плохо, прохожие подошли к нему и спросили, чем можно помочь и как его зовут. И когда Александр Иванович назвал фамилию Пушкин, они подумали, что он пьян. Включи эти эпизоды в фильм (хотя бы одной строкой), Файнс, наверное, разрушил бы тот привлекательный образ Рудольфа Нуреева, который сложился при просмотре ленты. Да и можно ли обвинять артиста в эгоизме, если он просто хотел танцевать и показывать свое искусство всему миру? В его бегстве на Запад не было политической подоплеки, он стремился к творческой свободе, что и подчеркивает режиссер.

Рудольф Нуреев вошел в историю мировой культуры благодаря своей экспрессивной выразительной пластике, невероятному артистизму и неугасимому внутреннему огню, который был виден в каждом его движении и жесте. В любом случае безусловный талант перечеркивает любые его недостатки.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале