просмотров 1484

«Черный, черный человек» Адильхана Ержанова: надежда на то, что свет обязательно победит тьму

Опубликовано: 03 Декабря 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
«Черный, черный человек» Адильхана Ержанова: надежда на то, что свет обязательно победит тьму
Кадр из фильма «Черный, черный человек»

Адильхан Ержанов представил в Алматы свой новый фильм «Черный, черный человек», завоевавший премию Asia Pacific Screen Awards за лучшую режиссуру. Так же, как и в своих предыдущих работах, в этой картине режиссер снова наблюдает за героем, стоящим на краю пропасти и пытающимся найти себя в окружающем кафкианском абсурде.

По сюжету в ауле Каратас убивают мальчика. Всю вину местные полицейские пытаются переложить на местного дурачка Пукуара (Тэоман Хос). Сначала обвинение поддерживает и следователь Бекзат (Данияр Алшинов), но все меняется, когда из столицы приезжает журналистка по имени Ариана (Динара Бактыбаева).

Жанр картины Ержанов определяет как нуар. Основными чертами этого направления являются детективный сюжет, атмосфера пессимизма и отсутствие абсолютно положительных персонажей. Режиссер подчеркивает, что главное в таких кинолентах не ответ на вопрос, кто убийца, а чувства персонажей.

Герой Данияра Алшинова Бекзат – запутавшийся в жизни человек, переживающий экзистенциальный кризис. Актер показывает все оттенки его настроения, внутреннюю душевную борьбу. Бекзат буквально раздираем противоречиями. Он привык существовать в определенной системе координат, где процветают беззаконие, кумовство и цинизм, но впервые начинает задумываться о нравственных ориентирах.

Сюжет фильма идейно связан с поэмой «Черный человек». Ведь Бекзата, так же, как и лирического героя произведения Есенина, можно сравнить с авантюристом «высокой и лучшей марки», проживающим среди «самых отвратительных громил и шарлатанов». Но, несмотря на все жизненные обстоятельства, оба персонажа все же пытаются договориться со своей совестью.     

Во многом на взгляды Бекзата влияет тот самый дурачок Пукуар, который во взрослом возрасте остается большим ребенком, живущим в своем идеальном мире. Такие чистые и наивные персонажи встречаются почти в каждой ленте Ержанова. Они нужны, чтобы показать контраст между светом, который символизируют сами, и тьмой, которую олицетворяет целая галерея отрицательных персонажей в фильмах режиссера: подкупленные акимы, стражи порядка, криминалисты, продажные чиновники.

2.jpg
На телеэкраны выходит сериал о суррогатном материнстве
читайте далее

В своей новой картине Адильхан также демонстрирует свои излюбленные приемы. Он показывает кафкианскую абсурдность всего происходящего и снова использует образы, кочующие из фильма в фильм: зонтик, детские рисунки, ковбойские шляпы полицейских.    

Говоря о феномене Ержанова, известный российский киновед Андрей Плахов подчеркнул, что режиссер органично сочетает натурализм с брехтовскими мотивами, а иронию с гротеском, создавая с помощью этих компонентов сюрреалистичный, сумасшедший мир.

Несмотря на то что практически весь фильм пронизан атмосферой ужаса, режиссер все же дает зрителю надежду на лучшее. Показать, что даже самый черный человек может измениться и остаться человеком в самых ужасных обстоятельствах. И тогда свет обязательно сменит тьму…

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале