просмотров 504

Что общего у Штирлица и Чадьярова?

Опубликовано: 10 Августа 2018 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Алматы
Что общего у Штирлица и Чадьярова?

В 1973 году на экраны вышел многосерийный фильм Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» о разведчике Штирлице, которого полюбили тысячи советских граждан. А в 1977-м зрители увидели картину Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс» о чекисте Чадьярове, также завоевавшем любовь аудитории. Казалось бы, что может быть общего между двумя этими лентами, кроме того, что они рассказывали о разведчиках? Но фактором, объединившим два фильма, стало участие в них Олега Табакова. А еще в этих лентах так щемяще звучала тема Родины…

Прототип Штирлица

После выхода фильма «17 мгновений весны» на экраны писателю и сценаристу Юлиану Семенову стали присылать огромное количество писем с адресом на конверте: «Москва. Союз писателей. Семенову для Исаева-Штирлица». И писатель признавался, что ему даже было неловко отвечать, что разведчик – выдуманный персонаж.

4.jpg

Существуют разные версии по поводу того, кто стал прототипом Штирлица. Вот что пишет об этом дочь писателя Ольга Семенова в своей книге об отце. Однажды Юлиан Семенов нашел в архивах записку следующего содержания: «После контрреволюционного переворота братьев Меркуловых летом 1921 года в редакциях нескольких владивостокских газет появился журналист Максим Максимович. Было ему 23 года, он великолепно владел английским и немецким, был смешлив, элегантен, умел выслушать, в спорах приводил доказательства, но никогда не унижал собеседника. В круг его знакомств входили японские коммерсанты, американские газетчики и офицеры из миссии, китайские торговцы наркотиками и крайние монархисты, связанные с бандами атамана Семенова. Когда Меркуловы были изгнаны из «нашенского города», Максим Максимович однажды появился в форме ВЧК, а потом исчез». Как помнит зритель, Штирлица звали именно Максим Исаев.

Впрочем, Ольга Семенова добавляет, что ее отец, создавая образ Штирлица, заимствовал черты характера у разведчиков Вилли Лемана, Рихарда Зорге, Николая Кузнецова, Рудольфа Абеля, Шандора Радо и руководителя «Красной капеллы» Леопольда Треппера.

Роман «17 мгновений весны» Юлиан Семенов написал буквально за две недели на отдыхе в Крыму. Как рассказывала его дочь, обычно отец долго работал с источниками: копался в архивах, знакомился с людьми, которые могли бы дать хоть какую-то ценную информацию, изучал старые архивы и только потом, досконально все изучив, брался за работу. В итоге роман появлялся из-под его пера в рекордно короткие сроки.

Всего Юлиан Семенов написал 14 произведений о Штирлице. Интересно, что сценарий фильма «17 мгновений весны» был создан еще до того, как книга Семенова увидела свет.

Как появился сюжет «Транссибирского экспресса»

5.jpg

Фильм «Транссибирский экспресс», в основу которого легли реальные события, рассказывал о планировании убийства крупного японского предпринимателя, который хотел наладить связь с Советским Союзом в 1927 году. Покушение смог предотвратить разведчик Чадьяров, работавший под прикрытием хозяина варьете Фана. Идея создания картины об этих событиях возникла у режиссера Андрона Кончаловского после того, как он прочитал роман Агаты Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе». Правда, сам он снимать фильм не стал, а «подарил» его Никите Михалкову и Александру Адабашьяну, сославшись на свою занятость в другом проекте. В итоге в титрах в качестве сценаристов значились все трое.

Два разных разведчика, служащих одной цели

На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский, Арчил Гомиашвили и многие другие знаменитые актеры, но выбор Татьяны Лиозновой пал именно на кандидатуру Вячеслава Тихонова, который в своих интервью говорил, что этот образ был для него обычной актерской работой и ничего особенного от него не требовалось – только поверить в предлагаемые обстоятельства и убрать суперменство, характерное для фильмов о разведчиках.

6.jpg

В итоге Вячеслав Тихонов сумел создать образ человека немногословного, погруженного в свои внутренние переживания, которому был присущ лаконизм в жестах и мимике. Правда, знаменитый представитель «Кембриджской пятерки» разведчик Ким Филби иронизировал на тему того, что такого серьезного работника спецслужб давно бы раскусила контрразведка. И знаменитые слова Мюллера: «А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться» – прозвучали бы гораздо раньше.

В отличие от Штирлица разведчик Чадьяров в исполнении Асанали Ашимова был иным – легкий, с чувством юмора, экстравертного типа владелец варьете, где-то притворяющийся дурачком ради дела. Интересно, что в сценах в поезде Асанали Ашимов озвучивал себя сам, а вот в эпизодах в варьете, где он косил под шута, за него говорил Александр Калягин. Таково было режиссерское решение. Также Асанали Ашимов вспомнил, что ради роли похудел на восемь килограммов. Ему было очень трудно сдерживать себя во время застолий, но актер мужественно держался.

Шерше ля фам

Отдельно стоит поговорить и о женских образах в обеих картинах. Изначально знаменитой сцены, когда Штирлиц и его жена смотрят друг на друга в кафе «Элефант», в сценарии фильма не было. Ее придумал сам Вячеслав Тихонов, чтобы «оживить» образ Исаева, сделать его мягче и человечнее. Ему же принадлежит задумка ввести в повествование девушку Габи в исполнении Светланы Светличной, которая беззаветно влюблена в Штирлица. Кстати, изначально в сцену в кафе «Элефант» хотели добавить сына разведчика, но отказались от этой идеи.

Однако мальчик появляется в сцене, когда в финале фильма «Транссибирский экспресс» Чадьяров вспоминает о своем прошлом. В одном из последних эпизодов разведчик идет по степи, держа за руку жену и неся на плечах сына. На самом деле его семья погибла еще во время Гражданской войны. Кстати, одну из главных женских ролей сыграла Наталья Аринбасарова. Впоследствии она вышла замуж за режиссера ленты Эльдора Уразбаева.

А вот «подсадную» жену Чадьярова Сашеньку сыграла Нонна Терентьева. Это одна из самых трагических ролей в фильме – женщина, ставшая пешкой в руках спецслужб. Как вспоминали представители съемочной группы, Терентьева сыграла очень убедительно. Оказывается, во время съемок актриса переживала не самый лучший период в своей жизни. Видимо, поэтому ее игра была столь достоверной. К сожалению, Нонна Терентьева закончила свой земной путь достаточно рано. Безусловно, роль Сашеньки – одна из ее лучших работ.

С особой теплотой представители съемочной группы вспоминали Олега Видова, воплотившего образ связного Чадьярова Андрея. На площадку он пришел с бутылкой шампанского, пояснив, что съемки для него – всегда праздник. К тому же актер искренне радовался возможности побывать в Алма-Ате, где в 1951–1954 годах он жил вместе со своей тетей Нютой. Единственное, что его огорчало, – страшная жара, стоявшая в то время в городе.

Вспоминая Олега Табакова

Еще одной звездой фильма «Транссибирский экспресс» стал Олег Табаков, сыгравший организатора операции по устранению японского бизнесмена Федотова. Его же можно было увидеть и в картине «17 мгновений весны» в роли руководителя военной разведки Вальтера Шелленберга. Многие отмечали, что этот персонаж в исполнении Олега Павловича получился уж очень добродушным. Известна история, когда племянница Шелленберга прислала открытку Олегу Табакову, где поблагодарила его за эту роль, написав: «Спасибо за то, что были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность еще раз на него взглянуть!».

7.jpg

После выхода картины «17 мгновений весны» на экраны писатель Юлиан Семенов вместе с его героями пережил новый виток популярности. Доходило до того, что Брежнев, уверенный, что Штирлиц – персонаж реальный, хотел вручить ему звание Героя Советского Союза, но в итоге наградил Вячеслава Тихонова, дав ему Героя Социалистического Труда. А новые книги Юлиана Семенова, во многих из которых фигурировали разведчики, читатели просто сметали с прилавков. Ходили слухи, что Семенов был негласным сотрудником КГБ, который и помогал ему придумывать сюжеты для своих произведений. Но Ольга Семенова в своей книге об отце решительно опровергала эти домыслы. А огромный успех писателя она объясняла даже не только его талантом, а тем, что судьба щедро наградила Юлиана Семенова за смелость, за то, что в свое время он не отрекся от своего отца Семена Ляндреса, когда того необоснованно репрессировали в 1952 году по обвинению в пособничестве «троцкистскому диверсанту» Николаю Бухарину. В тот период Юлиан Семенов был студентом Московского института востоковедения. Ему предложили отказаться от отца, которого включили в списки «врагов народа», но Семенов и не подумал этого делать. В результате его отчислили из вуза и выгнали из комсомола. Юлиан Семенов прошел множество инстанций, пытаясь оправдать отца. После смерти Сталина и свержения Берии Семена Ляндреса освободили, а Юлиана восстановили в институте.

Семенов был человеком-праздником, которого обожали друзья. Кстати, в число его друзей входил и Никита Михалков, написавший сценарий к фильму «Транссибирский экспресс».

Что же еще объединяет фильмы «17 мгновений весны» и «Транссибирский экспресс»? Обе картины рассказывают о подлинной, а не о демонстративной любви к Родине. И это чувство передано в последних кадрах обоих фильмов, когда Штирлиц принимает решение вернуться на свой пост, а Чадьяров с грустью вспоминает, как когда-то шел по бескрайней степи вместе с женой и ребенком...


Читайте также