«Что смешного в том, что 600 тысяч ленинградцев умерли от голода?». Военный историк рассказал «ЭК» о своем отношении к комедии о блокаде

Опубликовано: 12 Декабря 2018 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Санкт-Петербург
«Что смешного в том, что 600 тысяч ленинградцев умерли от голода?». Военный историк рассказал «ЭК» о своем отношении к комедии о блокаде
©ЭК/Ирина ГАЛУШКО
просмотров 2855

В новогоднюю ночь на портале YouTube состоится премьера комедии о жизни блокадного Ленинграда «Праздник». Еще не вышедшая лента российского кинорежиссера Алексея Красовского оказалась в центре скандала. Активисты обвиняют создателя в надругательстве над трагической историей города на Неве и требуют не допустить выхода картины в широкий прокат. Военный историк Баир Иринчеев рассказал «ЭК», почему черный юмор киношников не смешит разумных людей.

Действие картины разворачивается в новогоднюю ночь 1941 года в окрестностях блокадного Ленинграда, в загородном доме четы Воскресенских. Глава семьи ученый Георгий Воскресенский (Ян Цапник) выполняет важное правительственное задание, поэтому место его жительства скрыто от посторонних глаз. Вся семья – а это сам исследователь, его жена Маргарита (Алена Бабенко), сын Денис (Павел Табаков), дочь Лиза (Анфиса Черных), а также бабушка-инвалид, которая в кадре не появляется – находится на спецобеспечении и, несмотря на блокаду, не только не голодает, но и готовится устроить шикарный по меркам того времени пир. Но неожиданно в доме появляются посторонние! Денис приводит в дом девушку Машу из простой семьи, а Лиза – своего жениха Виталия. Хозяевам приходится сначала скрывать свое благосостояние, а затем заключить с гостями некое соглашение.

Бюджет картины составил 3,5 млн рублей, 1,5 млн из которых Алексей Красовский намеревался собрать на краудфандинговой площадке Планета.ру. На призыв режиссера откликнулись 55 человек, пожертвовавших на создание картины 127 тысяч рублей. Остальную часть бюджета составили собственные средства Красовского. Съемки завершены, и сейчас картина находится на стадии постпродакшна.

3.png Рассказывая о фильме, я всегда подчеркиваю, что это комедия и местами она действительно черная, но чаще все-таки светлая, – поделился Красовский в одном из интервью. – Очень богатые люди делают вид, что они очень бедны и при этом много врут. Параллели с современными депутатами и чиновниками, наверное, понятны.

По словам режиссера, комичность возникает из-за конфликта интересов богатых людей, вынужденных скрывать свое благосостояние, и бедных гостей. При этом конфликт носит бытовой характер. Ужасы блокады, утверждает Красовский, в картине обсуждаются, но не высмеиваются.

Это комедия не о блокадном Ленинграде, а о людях привилегированных, живущих припеваючи, у которых сумасшедшие льготы по тем временам,  – поясняет автор картины.

По словам Красовского, готовясь к съемкам фильма, он изучал книги и документы, обращался в Музей обороны и блокады Ленинграда, где ему, кроме прочего, рассказали о спецталонах и спецпайках, введенных для определенных категорий граждан, а также о вагонах провианта, предназначенного для партийной верхушки города.

4.jpg

Даже сама идея фильма вызвала волну возмущения, в особенности у жителей Санкт-Петербурга. В социальных сетях и ряде российских СМИ появились критические публикации о недопустимости создания подобных фильмов. По мнению большинства противников картины, в числе которых депутаты, представители Российского военно-исторического общества, политической партии «Единая Россия», КПРФ, историки и видеоблогеры, сама идея съемок комедии на тему блокады – кощунство.

Показывать блокаду Ленинграда таким образом – глупость, невоспитанность и неуважение к людям, на долю которых выпали тяжелейшие испытания, связанные с самой страшной в истории человечества осадой, – считает известный российский историк, директор Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев. – В фильме обыгрывается тема разных пайков в тяжелые годы блокады, при этом абсолютно не объясняется, почему кто-то получал 125 граммов, а кто-то больше. Да, разделение имело место, пайки были разными, но это было вынужденной мерой. Дело в том, что если бы тогда поровну разделили все имевшееся в осажденном Ленинграде продовольствие, то умерли бы все.

По мнению Иринчеева, если бы тогда не удалось удержать Ленинград, все его жители погибли бы от голода. Ведь немцы не планировали никого кормить.

5.jpg Кроме того, если бы Ленинград пал, то вся масса немецких войск, которая здесь была, а это 25% всей немецкой группировки на Восточном фронте, двинулась бы на Москву, – говорит он. – В этом, собственно, и заключался план немцев: сначала взять Ленинград, потом – Москву, а уже после разбираться со всем остальным. Чтобы удержать город, нужно было, чтобы бойцы Красной армии не умирали от голода, поэтому им давали не по 125 граммов хлеба, как иждивенцам, а по 800. Выше были нормы и у людей, обеспечивавших жизнедеятельность города, руководивших ключевыми объектами, у медиков, спасавших жизни раненых и больных. Да, определенная категория ленинградцев получала улучшенные пайки, но вовсе не потому, что это были люди более высокого сорта. Нельзя, чтобы командир полка на фронте или хирург за операционным столом падал в голодный обморок. К примеру, наш род не прервался во многом благодаря тому, что моя прабабушка Анна Дмитриевна Федорова была хирургом, майором медицинской службы. Ей приходилось оперировать по 12 часов в сутки. Да, у нее был повышенный паек. Но если бы она и ее коллеги, также получавшие улучшенное питание, умерли от голода, кто бы занимался ранеными? Кто возвращал бы бойцов в строй?

По словам Иринчеева, сегодня все забыли, что мораль и законы военного времени – другие:

– Бесчеловечно и глупо применять нормы современной морали к блокадному Ленинграду 1941 года. Считаю, что эта тема используется как вражеская пропаганда, где показывается только половина истории. В итоге создается впечатление, что простые ленинградцы вкалывали на заводах и при этом умирали от голода, а какие-то привилегированные семьи в теплых особняках купались в роскоши, ели в три горла и при этом ничего не делали. На мой взгляд, режиссер переносит свою мораль и свои представления о том, что хорошо и что плохо, на годы блокады, и в итоге получаются совершенно неприемлемые вещи. Что смешного в том, что как минимум 600 тысяч ленинградцев умерли от голода?

Справка «ЭК»
В обороне Ленинграда участвовали 7 000 казахстанцев. В память об их подвиге на Аллее памяти на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге установлена мемориальная плита.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале