просмотров 574

Что такое национальное кино и как его будут финансировать

Опубликовано: 30 Июля 2019 Автор: Ольга ОРЛОВСКАЯ | Нур-Султан
Что такое национальное кино и как его будут финансировать
fanparty.ru

Какие фильмы собирается финансировать государство и каковы критерии отбора? Об этом в интервью «ЭК» рассказал председатель правления Государственного центра поддержки национального кино (НАО «ГЦПНК») Андрей Хазбулатов.

При разработке закона «О кинематографии» казахстанские законодатели взяли за основу положительный опыт Франции, Германии, Китая, России, Великобритании, США, Канады, Южной Кореи и других ведущих стран-кинопроизводителей. Для всех прогрессивных стран киноиндустрия – это высокодоходный бизнес, создающий колоссальный мультипликативный эффект с охватом всех смежных с кинематографом сфер: экономики, сервиса, развлечений, внутреннего и международного туризма. Для развития этой отрасли в Казахстане было решено создать Государственный центр поддержки национального кино и внедрить новую системы финансирования фильмов.

По словам председателя правления НАО «ГЦПНК» Андрея Хазбулатова, основным направлением деятельности его ведомства является поддержка национального кино, его вывод на мировой рынок и привлечение инвестиций в кинопроизводство Казахстана. Кинопроекты, авторы которых претендуют на получение финансирования от государства, будут оценивать Экспертный совет и Межведомственная комиссия по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов. После этого заявки будут отправлены в Министерство культуры и спорта, а затем – на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии. После утверждения перечня кинопроектов, прошедших конкурсный отбор, Государственный центр поддержки национального кино будет поэтапно осуществлять их финансирование.

андрей хазбулатов.jpg

– В центр привлечены как высококвалифицированные топ-менеджеры и заслуженные кинематографисты, так и молодые креативные специалисты в сфере кино, – говорит Андрей Хазбулатов. – Мы являемся единым оператором государственной политики в сфере кино. В короткие сроки нам надо решить масштабную задачу – обеспечить индустриализацию кинематографа и создать новую отрасль экономики. У нас есть сложившийся кинематограф со своими традициями, сейчас важно развивать киноиндустрию. С помощью целенаправленного инвестирования в перспективные кинофильмы и инсталляции современных моделей кинопроизводства мы планируем вырастить национальных мейджоров, которые в ближайшем будущем будут способны интегрироваться в международную киноиндустрию.

– Каковы критерии национального кино и как они будут сочетаться с коммерческим интересом? Как, например, совместить жанр блокбастера с патриотической темой?

– В соответствии с законом РК «О кинематографии» будут финансироваться фильмы, имеющие высокую социальную значимость. В первую очередь это исторические картины, детское кино, высокохудожественные авторские фильмы, документальные, анимационные и дебютные картины. Чем больше зрителей увидит фильм, тем он будет более коммерчески успешным, а значит, мы донесем посылы фильма до более широкой аудитории. Поэтому мы будем находить баланс в каждом отдельном случае и поддерживать разные проекты для разных аудиторий. Одним из самых эффективных способов актуализировать и интегрировать нашу историю и культуру в мировое пространство является развитие киноиндустрии и, соответственно, привлечение к сотрудничеству ведущих кинокомпаний мира.

2.jpg

– Российский фонд кино, а заодно и министра культуры РФ Владимира Мединского нередко обвиняют в том, что деньги тратятся «не на те фильмы». Готовы ли вы к подобной критике? И чем она может быть обусловлена?

– На данный момент российский Фонд кино и французский Центр кинематографии являются показательными структурами в этой сфере. Могу привести в пример проекты Центра кинематографии Франции. Это «Паразиты» южнокорейского режиссера Бонг Джун Хо, который получил «Золотую пальмовую ветвь», и картина «Атлантика» режиссера-дебютанта Мати Диоп, удостоенная Гран-при на Каннском фестивале в этом году. Цель нашего центра – находить в каждом отдельном случае баланс и поддерживать разные проекты для разных аудиторий.

– Кто входит в состав Экспертного совета? И не будут ли мэтры давить своим авторитетом на молодых деятелей кинематографа?

– Экспертный совет центра сформирован из числа как опытных кинематографистов, так и молодых. Все эксперты равны и имеют свое собственное мнение и видение по каждому проекту, поступившему на конкурс. Например, заслуженные деятели кино Асанали Ашимов, Сатыбалды Нарымбетов, Бахыт Каирбеков и Досхан Жолжаксынов являются представителями старшего поколения, а в числе молодых Адай Абельдинов, Бекболат Шекеров, Алексей Каменский и другие.

– Расскажите, пожалуйста, о первых итогах отбора фильмов?

– Говорить об итогах пока рано. Хотя я считаю, что уже первый отбор даст определенные результаты. Среди поступивших на рассмотрение 99 проектов 79 художественных лент, по семь документальных и анимационных, плюс восемь дебютных фильмов. Лишь по одному этому перечню виден огромный потенциал отрасли, которая нуждается в четком регулировании и реальной помощи государства.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале