Фильм Андрея Зайцева «Блокадный дневник» вызвал неоднозначную реакцию зрителей

Опубликовано: 30 Октября 2020 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Санкт-Петербург
Фильм Андрея Зайцева «Блокадный дневник» вызвал неоднозначную реакцию зрителей
Кадр из фильма «Блокадный дневник»
просмотров 935

Неоднозначную реакцию зрителей вызвал фильм российского режиссера Андрея Зайцева «Блокадный дневник». Еще до официальной премьеры картина была удостоена Гран-при 42-го Московского международного кинофестиваля, но при этом успела шокировать не только петербургских экспертов, занимающихся изучением блокады, но и тех, кто просто не равнодушен к теме самой тяжелой в истории человечества осады.

Почти двухчасовая лента о первой блокадной зиме, во время которой в Ленинграде от голода, 30-градусных морозов и бомбежек умерло огромное количество людей. Осажденный город завален снегом и парализован. Молодая женщина Ольга идет пешком через весь город к своему отцу. Она только что похоронила мужа и уверена, что вскоре умрет от голода и сама. Она хочет в последний раз увидеть отца, проститься с ним и попросить у него прощения. Создатели «Блокадного дневника» назвали фильм блокадной Одиссеей, где зритель вместе с героиней проходит через весь город, попадает в сложные ситуации и видит, в каком состоянии находился Ленинград и его жители.

В интервью российским изданиям Андрей Зайцев, выступающий одновременно автором сценария, режиссером и продюсером фильма, пояснил, что снять картину о блокаде он решил, прочтя «Блокадную книгу» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. При написании же сценария за основу была взята повесть поэтессы Ольги Берггольц «Дневные звезды» и сюжеты, почерпнутые автором из многочисленных воспоминаний блокадников, взятых из дневников и в ходе личного общения. Зайцев настаивает на том, что фильм не о Берггольц, а просто о молодой женщине с таким же именем и схожей жизненной историей. Но тут же оговаривается, что все ситуации и персонажи в картине реальны и не являются художественным вымыслом. В интервью «Российской газете» режиссер заявляет, что все показанное им в фильме – документальная реальность и что он никогда бы не позволил себе фантазировать на святую тему.

Самое важное в нашем кино то, что мы пытались показать город глазами блокадников, как они его описывают, как они его видели, – заявил Андрей Зайцев изданию «Фонтанка.ру». – Для меня самые главные историки и консультанты – это сами блокадники. Их воспоминания. Их дневники. Мне оставалось только взять и оживить эти воспоминания.

Однако противники нового детища московского кинорежиссера, снявшего фильм на бюджетные деньги, считают, что как раз с этой задачей он и не справился. Военные историки и кинокритики обнаружили в картине огромное количество несоответствий, начиная с полностью заваленного снегом, почти вымершего города, заканчивая обликом самих ленинградцев, показанных в образе мрачных, угрюмых зомби, уже не способных на человеческие чувства и поступки.

Получился дешевый трешовый триллер, где ленинградцы показаны в стилистике ходячих мертвецов, – дает свою оценку военный историк и писатель Баир Иринчеев. – В фильме они показаны так, что не вызывают никакого сочувствия и сожаления. С моей точки зрения, сидя в сытом 2020 году, так относиться к людям, которые не по своей воле пережили голод или погибли, – просто свинство.
Казахстанские актеры и каскадеры снялись в российском историческом сериале
читайте далее

Критики утверждают, что Зайцев в своей картине не показал самого главного – даже в самое тяжелое время Ленинград всегда оставался городом живых, сражающихся людей, а не городом обреченных.

Описывая свое непростое путешествие, Ольга Берггольц рассказывает и о том, как ей помогали коллеги из радиокомитета, простые люди на улице. Описываемый ею город не мертв – центральные улицы чистят от снега, чтобы могли проехать пожарные, медики и машины с продовольствием. У Зайцева же главная героиня живет с соседкой, хладнокровно морящей голодом младшую дочь и пугающей старших детей людоедами с Лиговки. По дороге к отцу она видит горы мертвых тел, встречает истеричных милиционеров и собирателей трупов, пытающихся нажиться на чужом горе…

Это дикая халтура, в которой все живые показаны уродами, – добавляет Баир Иринчеев. – Если бы ленинградцы во время блокады и в самом деле вели себя так, как показано в фильме, Ленинград бы не выстоял. Жители города просто бы друг друга перебили.

Премьера фильма «Блокадный дневник» намечена на 27 января 2021 года – в день полного снятия блокады Ленинграда. Кроме того, Андрей Зайцев намерен представить картину на кинофестивалях во Франции, Польше и Египте.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале