просмотров 624

Герой, о котором мы не знали

Опубликовано: 26 Июля 2018 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Алматы
Герой, о котором мы не знали
Виктор ЦОЙ / filmz.ru

В этом году исполняется 30 лет культовому фильму «Игла». В конце 80-х годов Виктор Цой, снявшийся в картине – символе перестройки, стал народным героем. Юбилей ленты, которая вновь выходит в прокат в отреставрированном виде, невольно заставил задуматься: а кто является героем нашего времени? А может, мы его уже потеряли?  

Отдающий жизнь за Родину

Поскольку до 90-х годов казахстанское кино было частью советского синематографа, мы будем рассматривать их в одной связке.

6.jpg

В 40-е годы после Великой Отечественной войны стране, как воздух, были необходимы духоподъемные фильмы. Конечно, героем тех лет становится человек, способный на подвиг, – смелый, отчаянный, готовый отдать жизнь за Родину. В пример можно привести фильм «Молодая гвардия» Сергея Герасимова 1948 года, рассказывающий о молодежной подпольной организации, отчаянно сражавшейся с фашистами.

Поиск себя

7.jpg

После разоблачения культа личности Сталина в 1953 году значительно ослабевает цензура. Героем становится человек, которому ничто человеческое не чуждо. Персонажи тех лет отчаянно искали себя, делали нелегкий нравственный выбор, ошибались и снова «шли в бой». Самые известные картины того периода – «Верные друзья», «Весна на Заречной улице», «Девушка без адреса».

Человек из народа

8.jpg

60-е и 70-е годы подарили нам целую галерею персонажей, которых можно было охарактеризовать как людей из народа. Как правило, это были добрые, смешные, вызывающие симпатию мужчины. Здесь и обаятельный Женя Лукашин («Ирония судьбы, или С легким паром!»), и забавный студент Шурик («Операция «Ы»), и работник статистического управления Анатолий Новосельцев («Служебный роман»), и Афоня из одноименной комедии. Что касается кинематографа Казахской ССР, то можно вспомнить учителя Тайлака из комедии «Ангел в тюбетейке» Шакена Айманова.      

С ними бы пошли в разведку

9.jpg

Отдельной строкой в истории советского кинематографа проходят фильмы о разведчиках. Самыми яркими лентами, рассказывающими о людях с горячим сердцем и холодным разумом, в тот период были «Ошибка резидента» (1968), «Мертвый сезон» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1969) и, конечно, «Семнадцать мгновений весны» (1973). В Казахской ССР был свой герой – разведчик Чадьяров, предотвративший покушение на крупного японского предпринимателя. Эту роль в фильме «Транссибирский экспресс» сыграл блистательный Асанали Ашимов.

Последний герой современного мифа

В 80-е годы начались реформы во всех сферах жизни, был взят курс на гласность и снято табу на многие запретные темы. И вот на горизонте появляется он, певец Виктор Цой – загадочный человек в черном, ставший предвестником перемен. Интерес к нему огромен. Как писал Виталий Калгин в своей книге «Виктор Цой – последний герой современного мифа», музыкант был достаточно закрытым человеком, что, скорее, было связано с его стеснительностью, а не со звездной болезнью. Кстати, журналистов, часто задававших ему одни и те же вопросы, Виктор не жаловал. Но с близкими людьми, по словам режиссера Рашида Нугманова, Цой вел себя совершенно иначе.    

10.jpg

Еще большей популярности рок-музыканта способствовал фильм «Игла», где впервые прозвучала тема наркомании, ранее замалчиваемая в СССР. Картина, авторы которой отступили от шаблонов соцреализма, прекрасно передавала атмосферу того времени.

У фильма была счастливая судьба и в том смысле, что его практически не коснулись ножницы цензуры. Единственное, о чем попросили представители госкомиссии, – это вырезать титр «Советскому телевидению посвящается». Но и здесь Рашид Нугманов выкрутился из ситуации, ответив оппонентам примерно так: «А что же вы имеете против советского телевидения? Не могли бы вы четче сформулировать свои претензии?».

У цензоров не нашлось внятного ответа. К тому же огромную поддержку фильму оказал Кирилл Разлогов, который в период с 1977 по 1988 год являлся советником председателя Госкино СССР. А Виктор Цой в тот период встречался с сестрой Разлогова Натальей.

11.jpg

Сам Рашид Нугманов признается, что не ожидал такого успеха. Ведь фильм не сходил с экранов кинотеатров на протяжении года.

Однажды я шел по Киеву и услышал странный гул, – рассказывает сценарист ленты Бахыт Килибаев. – А потом я увидел, как группа молодых людей пела: «Перемен требуют наши сердца». Тогда я понял, что фильм стал культовым.

Тот, кто предлагает путь

2.jpg

Спустя 30 лет картина возвратилась на большие экраны в отреставрированном виде. С 26 июля ее можно посмотреть в кинотеатре. Самое страшное заключается в том, что по фильму «Игла» можно многое сказать не только об атмосфере 80-х, но и о дне сегодняшнем. Некоторые эпизоды фильма «Игла» мистически рифмуются со страшными событиями, происшедшими в южной столице. Речь идет о гибели известного фигуриста Дениса Тена в Алматы. Невозможно равнодушно смотреть эпизод, когда наркоманы спрашивают у Моро, где стекло. А финальная сцена, в которой главный герой получает удар ножом на улице Тулебаева, заставила плакать весь зрительный зал – аналогия напрашивалась сама собой. По роковому стечению обстоятельств практически совпал даже возраст героев. На момент съемок в 1987 году Виктору Цою, сыгравшему Моро, было 25 лет, как и Денису.

12.jpg

Тогда Моро, в одиночку пытавшийся бороться с системой, стал национальным героем, хотя сам Нугманов видел в этом иронию перестроечного времени, результат идеологической ломки. Символично то, что сейчас общественность хочет присвоить Денису Тену звание «Халық Қаһарманы». К сожалению, он стал героем по воле обстоятельств. Но трагическая гибель фигуриста сплотила казахстанцев и заставила их говорить о промахах системы, необходимости реформ в МВД и вынудила полицейских начать шерстить автомобильные рынки и с гордостью рапортовать о новых задержаниях автоворов. Только вот долго ли продлится вся эта кампания?

Сегодня в обществе вновь актуальны строчки «Мы ждем перемен». И по мнению Рашида Нугманова, которое я разделяю, речь идет даже не об экономических реформах. Просто мир должен стать добрее и гуманнее.

Современный герой – это тот человек, который сможет сформулировать истины, актуальные для всех, – говорит Рашид Нугманов. – Это тот, кто предлагает путь.  13.jpg

Есть ли в современном казахстанском кинематографе герои, предлагающие свой путь? На мой взгляд, это только персонажи остросоциальных фильмов Адильхана Ержанова, которые до сих пор не выходили в отечественный прокат, но завоевывают призы на международных фестивалях. Например, герой картины «Чума в ауле Каратас» – молодой аким-реформатор – пытается найти вакцину от страшной болезни, поразившей заброшенный аул. Также пытается изменить мир и главный герой картины «Ночной Бог»...    

Фильм «Игла» заканчивается тем, что герой Моро после страшного ранения встает и направляется к совминовской больнице. И у зрителя словно остается надежда, что персонаж Цоя останется жив. К сожалению, Денис Тен ушел безвозвратно. Но он предложил обществу свой путь – путь объединения и добра, а самое главное – неравнодушия.

На прошедшем в 2017 году Московском международном кинофестивале мне довелось посмотреть итальянский фильм «Нежность» Джанни Амелио, где произносится такая фраза: «Мы любили его, только не знали об этом». Наверное, Денис Тен всегда был героем нашего времени. Только мы об этом не знали.