просмотров 244

«Гончаров был беспощаден и бил по болевым точкам». Светлана Немоляева рассказала о самых тяжелых репетициях в своей жизни

Опубликовано: 12 Апреля 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
«Гончаров был беспощаден и бил по болевым точкам». Светлана Немоляева рассказала о самых тяжелых репетициях в своей жизни
Светлана Немоляева

Массовый зритель знает актрису Светлану Немоляеву по ролям в таких легендарных советских фильмах, как «Служебный роман» и «Гараж». Театралам повезло больше: они могут лицезреть артистку на сцене Московского академического театра им. Маяковского, в котором она служит уже 60 лет.

Несмотря на то что Немоляева всегда оставалась верна одному коллективу, она говорит, что при этом играла в четырех театрах. Как такое возможно? Да просто Светлана Немоляева работала с четырьмя разными художественными руководителями Маяковки, каждый из которых предлагал свое видение и свой способ актерского существования на сцене. В жизни актрисы ключевую роль сыграли Николай Охлопков, Андрей Гончаров, Сергей Арцибашев и Миндаугас Карбаускис, ныне являющийся худруком театра им. Маяковского. По словам Светланы Немоляевой, самой противоречивой натурой, конечно же, был Гончаров, кстати воспитавший целую плеяду талантливых учеников. Среди них Игорь Костолевский, Константин Богомолов и Игорь Миркурбанов – наш талантливый земляк, ныне играющий в театрах МХТ им. Чехова и Ленкоме.

В рамках Московского культурного форума Светлана Немоляева рассказала зрителям о своем приходе в Маяковку и режиссерах, внесших свою лепту в расцвет легендарного коллектива.

Начало

В 1959 году, через год после окончания Щепкинского училища, я поступала в театр. В то время было очень трудно куда-либо устроиться, потому что из театрального коллектива нельзя было никого уволить даже в тех случаях, когда артисты демонстрировали свою несостоятельность и, по сути, являлись балластом. В фильме «Служебный роман» у меня была совместная сцена с Андреем Мягковым, когда мы делали зарядку. И в этот момент он говорит: «Кого-то надо уволить». А я ответила, что это невозможно, поскольку профсоюз не позволит. В итоге эту сцену выкинули.

…Моя судьба решилась благодаря одному телефонному звонку. Мой

однокурсник не оставлял попыток устроиться в театр и попросил меня подыграть ему в одной сценке. Мы с этим мальчиком показывались Николаю Охлопкову, который в те годы руководил театром им. Маяковского. В итоге меня в театр взяли, а моего друга, к сожалению, нет. Такая же история произошла и с моим будущим мужем Александром Лазаревым, который подыгрывал своей однокурснице. Там мы, кстати, и познакомились. Я осталась в театре Маяковского и служу в нем 60 лет. А с Сашей Лазаревым мы прожили вместе 51 год до его ухода в мир иной восемь лет назад.

Николай Охлопков

Охлопков был колоссальной величиной: не только интересным режиссером-реформатором, но и замечательным актером. У Охлопкова не было детей. Возможно, поэтому он так любил нас. Он благоволил нам, и при нем мы жили как в раю. 1. Николай Охлопков.jpg

В то время считалось нормальным, что артисты, которым за 40, играли в спектакле «Молодая гвардия» Охлопкова. Такова была эстетика театра. И вдруг Николай Павлович взял пьесу «Иркутская история» Алексея Арбузова и дал роли молодым: Эдику Марцевичу, Саше Лазареву и Светлане Мизери. Это был настоящий взрыв в театральной среде! Получался дивный спектакль. Охлопков был революционером, любил действо. Например, он сделал героем пьесы шагающий экскаватор, на котором работают главные герои. На сцене стояло четыре рояля и звучала живая музыка. Охлопков не любил быт, ему нравились метафоры, гиперболы. На спектакль «Иркутская история» ходила вся Москва. Но в 1967 году Охлопков умер, и началась другая жизнь.

Андрей Гончаров

Пришел Андрей Александрович Гончаров – уникальный режиссер, человек необыкновенного таланта. Все думали, что он, как и Охлопков, будет нам как отец родной, но Гончаров был совсем другим, поэтому нам пришлось перестраиваться. Было сложно. Но именно Гончаров, благодаря которому на протяжении 10 лет собирались бесконечные аншлаги, перевернул наш театр. 1. Андрей Гончаров.jpg

Тогда же появилась целая плеяда талантливых актеров: Евгений Леонов, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян, Таня Доронина. Пришли и молодые: Женя Симонова, Наташа Гундарева, Саша Фатюшин. У нас был настолько звездный состав, с ума сойти!

Однажды Гончаров начал репетировать сразу две пьесы: «Трамвай «Желание», в котором я получила заглавную роль, и «Человек из Ламанчи», где ключевую роль сыграл Саша Лазарев. Репетиции были сложными, Гончаров был беспощаден. Он, будучи опытным психологом, знал каждую болевую точку актера и в это место безжалостно бил. Но я до конца прошла все эти испытания, и спектакль «Трамвай «Желание» состоялся.

После премьеры мы с исполнителем главной роли, Андреем Гончаровым и его женой вместе пошли в Домжур (Дом журналистов. – Авт.). Помню, как режиссер заказал пару бутылок коньяка и еще какие-то деликатесы. Налив мне немножечко коньячка, он выдал: «Ну что я могу тебе сказать, Света? Больше у тебя такой роли не будет. И запомни: самые страшные и сложные репетиции будут казаться тебе самыми прекрасными». И действительно, репетиции с Гончаровым наложили на меня свой отпечаток.

Когда Гончарова не стало, театр пережил настоящий катаклизм. Жаль, что он не разрешил снимать на камеру свои лучшие спектакли: ни «Бег», ни «Сократа», ни «Человека из Ламанчи», ни «Виват, королева». Он сказал: «Пусть будут легендой». Так и случилось.

Сергей Арцибашев

1. Сергей Арцибашев.jpg
На протяжении года у нас не было режиссера, пока не пришел Сергей Николаевич Арцибашев. Это был уже другой период и другой театр. Не все спектакли Арцибашева, несмотря на его творческую плодовитость, были однозначными и интересными. Но его постановки «Мертвые души» Гоголя и «Развод по-мужски» до сих пор идут на сцене Маяковки. И надо отдать должное нашему новому художественному руководителю Миндаугасу Карбаускису, который не убирает их из репертуара.

Миндаугас Карбаускис

1. Миндаугас Карбаускис.jpg
С приходом нового режиссера я, можно сказать, нахожусь в четвертом театре. За семь-восемь лет своего руководства Миндаугас Карбаускис поставил много спектаклей. Моей первой работой с ним была постановка «Таланты и поклонники». Его приход совпал с уходом из жизни моего мужа Саши Лазарева. Для меня это было страшное горе, и меня спасло то, что Карбаускис сразу дал мне работу, за что я бесконечно ему благодарна. Я играла Пантелеевну – маму главной героини Александры Негиной. Кстати, здесь я вижу руку судьбы: когда-то я играла в театре и саму Негину. Тогда эту пьесу ставила легендарная женщина, режиссер, педагог Мария Кнебель. До меня эту роль играли человек пять актрис, и все они очень быстро уходили по разным обстоятельствам. А я каждый раз ходила к Гончарову, который в то время являлся худруком театра, и клянчила эту роль. Но он лишь говорил: «Да зачем это вам? Нечего ко мне приставать». Устав от побегов актрис, он мечтал снять спектакль с репертуара. Однако Мария Кнебель очень не хотела, чтобы я играла эту роль, она относилась ко мне критически. Когда Гончаров узнал об этом, он сказал: «Ах, так?! Тогда она будет играть». Так я и получила желаемое.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале