просмотров 2013

Как Ролан Быков позаимствовал очки у инвалида для роли Кота Базилио

Опубликовано: 31 Мая 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Как Ролан Быков позаимствовал очки у инвалида для роли Кота Базилио
Кадр из фильма «Приключения Буратино»

Когда советский актер и режиссер Ролан Быков снял фильм «Чучело» с участием Кристины Орбакайте, он, по сути, совершил мини-революцию в детском кинематографе. Ведь до него еще никто так откровенно и пронзительно не говорил на тему подростковой жестокости. А кто не помнит снятую им сказку «Айболит-66»?

Кроме того, Быков запомнился зрителям и как талантливый комедийный актер, в частности по роли кота Базилио. К списку его творческих достижений можно также добавить руководство московским ТЮЗом, Театром Ленинского комсомола в Ленинграде, создание Международного фонда для детей и юношества в 90-х годах. Долгие годы за спиной Быкова стояла его верная жена – актриса Елена Санаева, одна из самых ярких ролей которой ­– лиса Алиса в «Приключениях Буратино». С ее подачи недавно была выпущена книга воспоминаний режиссера «Давай, давай, сыночки…». По словам Елены, название книги является отсылкой к финальной сцене картины «Проверка на дорогах», когда командир партизанского отряда вместе со своими однополчанами пытается вытащить застрявший на дороге грузовичок и произносит эту фразу.

Чтобы в жизни произошли какие-то изменения, надо упираться и плечом, и ногами, чтобы было полегче, получше и повеселее, – поясняет Елена Санаева.

Об актерской зоне риска

Елена Санаева.jpg
Ролан говорил, что профессия актера – из зоны риска, – сказала Елена Санаева. – Чтобы у одного получилось, у тысячи должно не получиться. Когда его в возрасте 28 лет назначили главным режиссером Театра Ленинского комсомола в Ленинграде вместо Товстоногова, который увел за собой практически всю молодежь, Быков понял, что ему нужно взять нескольких актеров, но для этого надо было кого-то уволить. Однажды к нему пришел человек, который сказал: «Я знаю, что вы хотите меня уволить. В этом театре я получаю 120 рублей. Неужели вы думаете, что я не мог бы заработать эти деньги где-нибудь в другом месте? Но я умру без театра». И Быков не смог его уволить. А ведь профессия режиссера довольно жесткая. Если ты хочешь построить сильную команду, то должен от кого-то отказаться. Помимо всего прочего, он понял, что оттепель в кино уже заканчивается, а хороших современных пьес почти нет. А если они и были, то их брал либо Товстоногов, либо кто-то еще. Ролану нужно было срочно что-то решать.

Об учителе Михаиле Ромме

Однажды Ролану устроили встречу с великим режиссером Михаилом Роммом. Они проговорили четыре часа. В итоге Быков чуть не опоздал на «Стрелу» и, уже находясь в поезде, понял, что это был своего рода экзамен. Как только Ролан приехал в Ленинград и пришел в театр, в его кабинете раздался звонок: «Ромм берет тебя в свое объединение». Он тут же написал заявление об уходе и уехал в Москву работать в команде Михаила Ильича. Михаил Ромм.jpg

Поскольку у Ролана было театральное образование, он считал Михаила Ромма своим учителем в профессии. Ромм был поразительной фигурой: рядом с ним все расцветало. А сколько талантливых людей вступило в его объединение! Однажды во время очередного празднования дня рождения Ромма собралась совершенно замечательная компания: Басов, Чухрай, Наумов. Все веселились, выпивали, а Ролан Быков пародировал Ленина. И в этой атмосфере влюбленности, дружбы, юмора Ромм спросил Быкова: «А почему вы так быстро снимаете?». На что Ролан ответил: «Михаил Ильич, вы думаете, если я буду снимать медленно, мой фильм будет лучше?».

О трудном пути фильма «Айболит-66»

3.jpg
Фильм Ролана «Айболит-66» запускался еще при Михаиле Ромме, причем все говорили, что это безумие. Ведь непонятно было, как артисты должны играть обезьянку, собаку и других зверей. Но Ромм Быкова поддержал. В книге есть отрывок, в котором описывается, как Ролан протирал штаны в чиновничьих кабинетах, бегал по коридорам «Мосфильма», отстаивая свою кинокартину. На получение всех этих подписей уходила целая жизнь. Кончилось тем, что Быков оказался в больнице. Но в итоге кинокартину все-таки запустили.

О фильме «Приключения Буратино»

Как-то мы шли и разговаривали, и Ролан Быков сказал: «Где бы мы могли с тобой сняться?». Вот, например, могли бы сыграть лису Алису и кота Базилио. И буквально через неделю раздается звонок: «Вас беспокоят из Минской киностудии, не хотели бы вы попробоваться на роли Лисы и Кота?». И первая моя фраза была: «Вы меня разыгрываете?». Ведь, по сути, мысль Ролана Антоновича материализовалась! И мы поехали на пробы. Причем, когда мы возвращались обратно, Ролан сказал: «Лена, зачем нам Белорусская киностудия? Денег на картину не будет». Он, конечно, имел в виду не заработок, а смету, которая отпускается на те или иные фильмы. Хороших декораций не предусмотрено, костюмов тоже, значит, не будет и сказки. И я, наивно полагая, что он не хочет сниматься, сказала: «Если ты не хочешь играть, я поеду без тебя». Хотя можно подумать, я бы там была нужна без него. Оказывается, на эту роль пробовалась Алиса Фрейндлих, но она почему-то хотела играть с Мишей Боярским. Также пробовался еще один хороший актер Витя Павлов со своей женой. Ролан же сказал: «Я не хочу никаких гримов лисички, котика, мне этого ничего не надо». А что же тогда надо? Мы начали на ходу придумывать костюмы, потому что они много значат в картинах такого рода. Он нашел шляпу, я – рыжий парик, из ситца вырезала себе родинку. Но еще нужно было найти характеры. После утверждения Быков попросил сделать ему фрак из шкурок серого кролика.

Съемки шли почти два месяца в Сочи. Дети-актеры жили отдельно от всей съемочной группы. Конечно, прежде всего мне запомнился Дима Иосифов, игравший Буратино, совершенно дивный терпеливый мальчик, который на съемках находился вместе со своим братом. Каждый день ему приклеивали нос и брови, на что уходило очень много времени.

Кстати, во время съемок мы потеряли очки кота Базилио. Такие экземпляры в салоне оптики найти было невозможно. Однажды мы увидели, как по тропе идет инвалид в очень похожих очках. Мы кинулись к нему и упросили дать их на время. К счастью, этот человек согласился нам помочь.

Совершенно замечательно сыграл Карабаса-Барабаса Владимир Этуш – представитель Вахтанговской школы, к которой принадлежал и Ролан Быков.

Быков, будучи студентом Щукинского училища, конечно, пересмотрел все репетиции и спектакли в Театре Вахтангова. Он прошел всех педагогов, преподававших в этом театральном училище. Сценическое движение в этом вузе было поставлено так, что когда Быков и его компания разыграли потасовку у метро, то люди вызвали милицию. А «нарушители общественного порядка» тут же сели в вагон и уехали. А танцевали они так, что Ролана приглашали в Краснознаменный центр Балтийского флота.

О тяжелых 90-х


В 90-х годах Ролан Быков добивался того, чтобы в России был создан фонд искусства для детей и юношества. Он выпустил 64 фильма, которые занимали призовые места на кинофестивалях, но в российский прокат не попали. В последние годы жизни Быков стал жертвой общественного темперамента. Он снял десятиминутку «Люба, или Я больше сюда никогда не вернусь», посвященную теме детского самоубийства. Этим коротким фильмом Ролан Быков и закончил тему ребенка в кино. У нас огромная вина перед детьми, конечно.

Об актерской дружбе

Чаще всего актеры почти никогда не дружат друг с другом. В основном, когда проект заканчивается, каждый идет своей дорогой. Однажды Быков пришел домой, и я впервые увидела у него на глазах слезы. Он рассказал, что в коридорах «Мосфильма» встретил одного мужика, тот поздоровался с ним и пошел дальше. А Быков ему и говорит: «Почему ты так отстраненно со мной говоришь? Я восемь лет не снимал на «Мосфильме», а ты здороваешься со мной, как будто мы виделись вчера». На что тот мужик сказал: «Может, было бы лучше, если бы ты вообще ничего не снимал». Вот такие бывают отношения среди кинематографистов.

В последние годы жизни Ролан Быков хотел написать книгу о профессии. Я уверена, что если бы он сделал это, то после трудов Станиславского, Михаила Чехова и театроведа Николая Горчакова это была бы очень ценная книга для людей, выбравших актерскую стезю. Ролан преподавал на высших режиссерских курсах, и ученики очень любили его.

Быков повлиял и на моего сына Пашу (режиссер и сценарист Павел Санаев. – Авт.). Однажды Павел написал сценарий «Лютик на свалке» и дал его прочитать Ролану. Быков раздраконил эту заявку так, что у Паши слезы на глазах выступили от смеха. Когда Ролан оценивал повесть Паши «Похороните меня за плинтусом», то сказал, что искусство есть мера откровенности. Мне кажется, что эта фраза определяла и его творчество.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале