просмотров 1437

Как «Рома» Куарона увела «Оскар» у «Айки»

Опубликовано: 25 Февраля 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Как «Рома» Куарона увела «Оскар» у «Айки»
© Reuters

В Лос-Анджелесе подвели итоги премии «Оскар». Лучшим фильмом прошедшего года была названа картина «Зеленая книга» режиссера Питера Фаррелли, рассказывающая о путешествии джазового музыканта и водителя. Кинолента поднимает проблему расизма.

Приз за самую талантливую режиссерскую работу взял фильм «Рома» Альфонсо Куарона, также завоевавший победу в категории «Лучшая иностранная кинолента». Лучшим актером был назван Рами Малек, исполнивший роль Фредди Меркьюри в картине «Богемская рапсодия», а актрисой – Оливия Колман, сыгравшая в фильме «Фаворитка».

Скандалы «Оскара»

Нынешняя церемония не обошлась без скандала. Впервые за 30 лет она проходила без ведущего, поскольку американский актер и стендап-комик Кевин Харт отказался вести вечер. Дело в том, что 2009–2010 годах артист нелицеприятно высказывался в Интернете о представителях сексуальных меньшинств и заявил, что самый большой кошмар в жизни – это узнать, что твой сын гей. Представители киноакадемии потребовали, чтобы Харт извинился перед ЛГБТ-сообществом, грозя отстранить его от ведения церемонии. Сначала актер отказался каяться, потом признал, что был не прав, но в итоге громко хлопнул дверью.

2.jpg

К слову, не так страшны высказывания Кевина Харта, как оскорбления в соцсетях, порой звучащие от «толерантных» граждан. В 2017 году канадская порноактриса Огаст Эймс имела неосторожность признаться, что не будет сниматься в одной сцене с геями и лесбиянками. Интернет-травля «униженных и оскорбленных» была настолько жестокой, что 23-летняя артистка покончила жизнь самоубийством. Да, порноактеры тоже люди и имеют право на свое мнение и милосердное отношение со стороны окружающих.

Однако вернемся к церемонии «Оскар». Один из самых больших скандалов в истории премии был связан не с гомофобией, а с растлением несовершеннолетних. В 2003 году на «Оскар» был номинирован режиссер Роман Полански, снявший фильм «Пианист» о трагической судьбе талантливого человека на фоне холокоста. В 70-х Полански был обвинен в изнасиловании 13-летней модели Саманты Гейли. Упоминание режиссера в списке претендентов на «Оскар» породило мощную волну протестов. Режиссер провел 45 дней в тюрьме, после чего был выпущен под залог, сбежал в Великобританию, а затем – во Францию.

Решение снимать фильм «Пианист», в основу которого лег сюжет одноименной документальной повести о еврее, пережившем нацистскую оккупацию Варшавы, Полански принял, когда впал в состояние творческого кризиса. Картина, как метко заметил кто-то из маститых критиков, стала для него неким актом творческого отчаяния. И попала в яблочко. Ведь и сам Роман в детстве столкнулся с ужасами нацизма, некоторые эпизоды были взяты из его собственной жизни, поэтому фильм и получился таким пронзительным и правдоподобным. Полански впечатлил зрителей удивительной изобразительной силой, достигнутой скромными средствами. Большие усилия приложил и исполнитель главной роли. Чтобы вжиться в образ пианиста Шпильмана, Эдриан Броуди перестал появляться в своей квартире, продал автомобиль, научился играть произведения Шопена и похудел с 70 килограммов до 50. Его мучения не прошли даром: он стал обладателем премии «Оскар» за лучшую мужскую роль. Роман Полански на той же церемонии был признан лучшим режиссером, а Рональд Харвуд – лучшим сценаристом. Также картина была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля и премией «Сезар».

«Айка» и «Рома»

У Казахстана был шанс попасть в шорт-лист премии «Оскар» благодаря фильму «Айка» Сергея Дворцевого, но не сложилось. И могу даже рискнуть предположить почему. Дело в том, что прямым конкурентом «Айки» стала «Рома» – несомненный фаворит, номинированный на «Оскар» в 10 (!) номинациях. В обеих картинах центральным является образ мигрантки и поднимается тема материнства. А практика показывает, что, если два фильма на схожие темы стоят в одном ряду, оргкомитет выберет только один из них.

Черно-белая картина «Рома» рассказывает о жизни мигрантки Клео, работающей няней в большой семье. Вся жизнь девушки подчинена интересам хозяев, но она пытается добиться личного счастья… Размеренная жизнь Клео меняется, когда она оказывается в центре студенческих протестов, захлестнувших Мехико.

3.jpg

Конечно, «Айка» и «Рома» разительно отличаются друг от друга по сюжету, темпоритму и стилю повествования. Например, если в ленте Сергея Дворцевого каждый кадр наполнен экспрессией, драйвом и движением, то в фильме Куарона время течет, как спокойная река. «Рома» изобилует панорамами, которые показаны глазами автора, то есть режиссера. В прямом смысле слова. Альфонсо Куарон сам выступил в качестве оператора, поскольку Эммануэль Любецки, который должен был снимать картину, вынужденно покинул проект. В фильме «Айка» же используется прием субъективной камеры, и все происходящее показано глазами главной героини.

Характеры Айки и Клео сильно отличаются. Если героиня Дворцевого – жесткая, ершистая, умеющая показать зубы, то молчаливая и робкая муза Куарона, кстати сыгранная непрофессиональной актрисой Ялицой Апарисио, – ее полная противоположность. Но в финальном эпизоде зритель убеждается, что Клео не менее сильная личность…

Несмотря на то что оператор Михаил Кричман, обладатель премии «Ника» и «Золотой орел», назвал киноленту «Рома» супервизуальным фильмом, на мой взгляд, «Айка» смотрится ничуть не хуже.

«Звезда родилась»

Моим же личным фаворитом была номинированная на «Оскар» картина «Звезда родилась» с участием леди Гаги – нежная и пронзительная мелодрама Бредли Купера о том, как любовь может преобразить человека. Хотя на получение главной премии лента, конечно, не тянула.

4.JPG

По сюжету кантри-музыкант Джексон, переживающий закат своей карьеры, знакомится в баре с молодой, но талантливой певицей Элли, страдающей от кучи комплексов. Благодаря влиянию нового приятеля девушка расцветает и из гадкого утенка превращается в лебедя, хотя под воздействием шоу-бизнеса и теряет свою индивидуальность. Сам же Джексон не может справиться с новыми обстоятельствами и погружается на самое дно…

В то время как загорается одна звезда (Элли), гаснет другая (Джексона). Но как говорит главный герой фильма: «Нужно просто ловить момент». Наверное, в этом и есть суть и трагедия нашей жизни.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале