Как снять зомби-комедию за 30 тысяч долларов и заработать 30 млн

Опубликовано: 09 Ноября 2018 г. Автор: Галия БАЙЖАНОВА | г. Алматы – Токио
Как снять зомби-комедию за 30 тысяч долларов и заработать 30 млн
Шиничиро Уэда / Предоставлено организаторами 31-го Токийского кинофестиваля
просмотров 2088

Японский режиссер Шиничиро Уэда рассказал в интервью «ЭК», как он снял меньше чем за 30 тысяч долларов зомби-комедию, собравшую в прокате 30 млн. «Я и не думал, что мой фильм будут показывать на 60 международных кинофестивалях!» – говорит он.

Одним из гостей 31-го Токийского кинофестиваля, который прошел в начале ноября, стала местная знаменитость, японский режиссер Шиничиро Уэда, автор невероятно успешной зомби-комедии One Cut of The Dead (в русском варианте: «Зомби одним планом»). Его большой дебют на широком экране оказался феноменальным – фильм, снятый за 27 тысяч долларов (как написал один из западных критиков, «в американской киноиндустрии на эти деньги можно купить разве что одну отрезанную ногу из реквизита «Ходячих мертвецов»), заработал в прокате колоссальную сумму. Но такой фантастический успех режиссера на самом деле не так случаен, как может показаться со стороны, – Уэда снимает фильмы со школьной скамьи, а сейчас ему 34, получается, что держит камеру он как минимум 17 лет. К тому же сам пишет сценарии, снимается в фильмах, продюсирует, монтирует, то есть знает кинопроцесс от и до. Оттого, наверное, его комедия о том, как на самом деле проходят съемки фильмов про зомби, так изобретательна и остроумна.

onecutfromthedead_01_27352212378_o.jpg

По сюжету съемочная группа малобюджетного, независимого фильма работает в каком-то заброшенном здании на окраине Токио. Истеричный режиссер кричит на актеров и требует, чтобы они играли по-настоящему. «Где ваш страх? Почему я его не вижу?!» – орет он. В перерыве актеры делятся переживаниями и, как это часто бывает, сплетнями. По слухам, когда-то в этих местах находился научный институт, где проводили эксперименты над людьми и пробовали воскрешать мертвецов. Все эти россказни, естественно, подтверждаются – съемочную группу начинают атаковать толпы зомби... Спойлерить больше не хочется. Скажем лишь, что вскоре из типичной малобюджетной картины такого рода фильм превращается в комедию о «кухне» создания зомби-фильмов и нежную семейную ленту, в которой найдется место и взаимоотношениям отцов и детей, и рассуждениям о том, возможны ли любовь и самореализация после заключения брака.

Суперхит японского проката прогремел на весь мир. Фильм Уэды был куплен для большого азиатского проката, картину показывают в Южной Корее, Китае и Гонконге, Тайване, Таиланде, Индонезии, Сингапуре, Малайзии и Вьетнаме. Также в числе прокатчиков Камбоджа, Филиппины и Бруней. В Европе фильм закупили для Франции, Германии, Италии, Великобритании и всех Скандинавских стран. Картина выйдет даже в Бразилии, а вот доберется ли она до Казахстана и России – большой вопрос.

1.jpg

– Повторить успех некоторых низкобюджетных фильмов вроде «Ведьмы из Блэр» или «Паранормального явления», собравших миллионы, – мечта всех режиссеров жанрового кино. Вы ожидали, что это произойдет с вами?

– Вовсе нет. Изначально мы запустились лишь в двух кинотеатрах в Токио, и я думал, что хорошо, если нашу картину посмотрят хотя бы пять тысяч зрителей. Потом фильм вдруг стал пользоваться спросом, и на сеансы стали приходить не только любители инди-фильмов – ну знаете, это такие мужчины слегка за 30. Появились тинейджеры и молодые девушки, я осмелел в своих желаниях и подумал, что хорошо, если картину посмотрят десять тысяч человек. В итоге нашу ленту посмотрели уже два миллиона человек! Фильм получил множество наград по всему миру, был показан на 60 международных кинофестивалях, и на улицах Токио я все чаще встречаю фанатов, которые одеты в майки с названием нашей ленты. Мечтал ли я об этом? Ждал ли этого? Нет! Подобное случилось со мной впервые.

– Уже сейчас вы собрали кассу в 1 000 раз больше изначального бюджета. Как вы объясняете феноменальный успех своей картины?

– У меня так часто спрашивают об этом, что волей-неволей приходится постоянно анализировать наши успехи, и у меня уже появилась целая теория! Факторов много. Во-первых, это, конечно, оригинальная структура фильма, состоящая из трех частей. Благодаря этому во время сеанса зритель получает те впечатления, которые никак не ожидал получить: нечто новое, свежее. После просмотра нашей комедии зрители говорят, что это было весело, смешно, изобретательно, а вот пересказать все, что происходило на экране, своим друзьям, да так, чтобы им этого было достаточно, чтобы не ходить в кино, у них не получается. Наоборот, они мотивируют своих знакомых купить билет в кинотеатр и посмотреть наш фильм. Во-вторых, успеху ленты, наверное, способствовало то, что у нее появилось очень много фанатов сразу после премьеры – было достаточно много людей, которые посмотрели фильм не один раз, а несколько.

DSC02215.JPG

– Неудивительно, ведь ваша картина в прокате уже четыре с лишним месяца…

– Да, и я как раз хотел сказать о третьей причине нашего успеха – это, безусловно, удачная премьера, которая совпала с длинными летними каникулами в Японии. В-четвертых, мы со своей командой провели серьезную промоушн-кампанию фильма и каждый день ходили и ходим на сеансы. Мы устраиваем автограф-сессии, делаем смешные селфи, которые разлетаются по соцсетям, отвечаем на все вопросы, беседуем с поклонниками и не устаем подогревать интерес к нашей ленте. Оказалось, что это хорошо работает, – наша аудитория счастлива, люди с удовольствием рассказывают об этих встречах своим друзьям и знакомым, в итоге желающих посмотреть фильм становится больше. Хотя мы собрали исключительную кассу, не ленимся каждый день ходить в кинотеатр, чтобы представить фильм лично.

– Когда я читала рецензии на вашу ленту в мировой прессе, многие писали, что это новый уровень для зомби-фильмов, ведь наблюдать за живыми мертвецами, которые просто бегают за людьми и пытаются их покусать, уже никому не интересно, нужны свежие идеи. А как вы сами видите будущее картин этого жанра?

– Не знаю как для критиков, но лично для меня мой фильм – это, скорее, не новое слово в зомби-жанре, а прежде всего комедия, которая использует зомби-жанр для прикрытия. Почему я использовал именно этот жанр? Так это просто самая подходящая и зрелищная форма для малобюджетного кино! Во-первых, в зомби-фильмах постоянно происходит борьба, за этим интересно наблюдать, зритель все время находится в напряжении и страхе. Мы ему щекочем нервы, а люди такое обожают. Во-вторых, по законам жанра там текут реки крови, все эти шокирующие детали вроде отлетевшей на несколько метров части тела, оторванной ноги и так далее. Но, повторюсь, по жанру мой фильм – это комедия, рассказывающая о «кухне» и изнанке зомби-фильмов.

– Все три части вашего фильма разные – первые 37 минут сняты будто одним планом, без склеек, в других присутствует монтаж. Какая из школ монтажа вам ближе: та, что придумал Эйзенштейн, или та, что предлагал Базен, который считал, что монтаж надо свести к минимуму?

– Если честно, работая над фильмом, я не думал ни о каких теориях монтажа. Но снять фильм одним планом – мечта любого режиссера, ведь это очень сложно сделать, это проверка всех твоих способностей разом. В разных частях картины я использовал кардинально разный монтаж, это и делает фильм таким особенным, настоящий киноман всегда отметит это.

onecutfromthedead_02_39415865970_o.jpg

– В фильме ваш актер, играющий режиссера, очень требователен – он кричит на актеров и просит, чтобы они показали ему настоящие эмоции. Насколько вы сами похожи на этого персонажа?

– Я пытаюсь создать дружелюбную атмосферу на площадке, где каждый может поделиться своими идеями и эмоциями. Похож ли режиссер из моего фильма на меня? У меня есть немного от каждого моего персонажа, и я, наверное, так же одержим своими фильмами, как и он.

– Вы-то можете предъявлять актерам требования, а они от вас требовали чего-нибудь?

– Со мной произошла такая смешная история. Когда я проводил кастинг, один из инвесторов попросил снять в фильме его любовницу. Я не хотел ее снимать, но сказал: «ОК». Тот смягчился: «Если хочешь, можешь ее убить в первые же минуты фильма. Главное, сними». Я попытался, но понял, что мне даже такой вариант не подходит, ведь если мы с командой собирались выложиться на 100%, то с актрисой, которая попала в фильм таким образом, нам придется выкладываться на 120%. А это в наши планы не входило.

2.jpg

– У нас в Казахстане уже много раз делали попытки сделать низкобюджетный ужастик, который бы смог сорвать бешеный бокс-офис, но пока ничего не получается. Может, дадите совет нашим кинематографистам, как снять фильм, который сделает суперкассу?

– Я, наверное, должен сказать: «Для начала окончите киношколу», но я сам не учился в киновузе. Но я снимаю кино со школьных лет и до своего большого кинодебюта сделал множество короткометражных фильмов, участвовал в киноальманахах. Для меня съемки «коротышек» были самым лучшим тренингом, который только можно представить. Что я могу посоветовать? Смотрите фильмы, много фильмов, пытайтесь снимать кино сами, много трудитесь, верьте в свою идею и обязательно прислушивайтесь к тому, что вам говорят другие люди, к критике. В любом случае не опускайте руки, пытайтесь, и все получится. Самое важное, не нужно заранее считать прибыль и рассчитывать на какой-то результат. Концентрируйте все свои усилия на самом процессе.

– То есть работать и еще раз работать?

– В нашем деле самое главное – увлечься. Найти тему, которая сводит вас с ума. И чем раньше вы найдете свою страсть, тем вам будет легче, ведь со временем, когда мы становимся взрослыми, нас уже ничего не удивляет и не цепляет.

– А вы бы хотели снять продолжение своей картины?

– Пока такого плана не было, но идея хорошая. Мы могли бы снять фильм с чуть большим бюджетом, но не слишком большим. Ведь если раздуем бюджет и наймем слишком много людей, то потеряем часть своей свободы. А это для нас очень важно.

P. S. Пока готовился материал, мы выяснили, что Шиничиро Уэда уже готов снимать следующий фильм – это будет тоже комедия, однако деталей он пока не раскрывает. Съемки запланированы на весну следующего года.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале