Как Виктор Цой выступал в амплуа актера

Опубликовано: 27 Августа 2018 г. Автор: Ольга ХРАБРЫХ | г. Москва
Как Виктор Цой выступал в амплуа актера
Виктор Цой / soyuz.ru
просмотров 1565

28 лет назад в автокатастрофе погиб культовый музыкант Виктор Цой. Успев сняться в нескольких фильмах, он мог бы продолжить и актерскую карьеру, о чем рассказывал режиссер фильма «Игла» Рашид Нугманов. Но у судьбы были свои планы.

В очередную годовщину гибели музыканта, 25 августа, по всей России прошла акция «Ночь кино». В ее рамках были показаны ленты, ставшие уже культовыми, и премьерные фильмы, которые можно было увидеть только на международных фестивалях. Дань была отдана и Виктору Цою: зрители смогли познакомиться с музыкантом в роли актера. Состоялся показ фильмов «Асса» Сергея Соловьева, где певец сыграл в эпизодической роли, недавней ленты «Лето» Кирилла Серебренникова, рассказывающей о раннем этапе в жизни музыканта, и картины «Шапито-шоу» Сергея Лобана 2012 года, где также упоминается имя Цоя.

Странно, что в этом списке не оказалось фильма «Игла» Рашида Нугманова. Ведь именно после выхода этой ленты Виктор Цой был назван актером года по опросам журнала «Советский экран». Между тем Рашид Нугманов рассказал, что не ставил перед Цоем задачу лицедействовать, а хотел, чтобы Виктор был самим собой. И это произвело нужный эффект.

Мы ждем перемен

В интервью автору книги «Виктор Цой. Герой современного мифа» Виталию Калгину музыкальный критик Артемий Троицкий говорил, что Виктор Цой не актер и у него неважно обстоят дела с даром перевоплощения. И, мол, ему нечего делать в компании Смоктуновского и Калягина. Однако зритель безоговорочно верил Виктору, поскольку в нем не было ни капли суеты и наигрыша, а только надежность, спокойствие и честность. Неудивительно, что зрители видели в нем героя того времени.

2.jpg

Ему достаточно было появиться в роли самого себя, как это произошло в картине Сергея Соловьева «Асса» в 1987 году, чтобы публика внесла фильм в список культовых картин. Именно в ленте Соловьева впервые прозвучала песня «Мы ждем перемен!». Многие вкладывали в эти знаменитые строки политический подтекст, однако участники группы «Кино» Георгий Гурьянов и Юрий Каспарян рассказывали, что композиция символизировала всего лишь романтический взгляд Цоя на мир. А зрители уже домыслили все сами, основываясь на своем видении политической обстановки того времени.

Эта песня была исполнена в московском парке Горького, в Зеленом театре. По сюжету фильма «Асса» Виктор Цой дает там концерт, а зрители зажигают тысячи огней в его поддержку.

Накануне съемок Сергей Соловьев сказал: «Чтобы собрать толпу, нужно дать рекламу на телевидении». На что Цой ответил, что хватит и пары звонков нужным пацанам. И он не ошибся. Уже в шесть часов утра парк Горького начал заполняться людьми, а в два часа дня он был забит полностью.

3.jpg

Как рассказывал в своей книге музыкант Виталий Калгин, перед съемкой финальной сцены с выступлением группы «Кино» по замыслу режиссера был устроен небольшой концерт, разогревающий публику. Выступали группы «Вежливый отказ» и «Звуки Му». Однако зрители «вежливо» отказали первому коллективу в теплом приеме, крикнув из толпы: «Уходи! Оставь телефон – и иди». Группе «Звуки Му», в составе которой тогда находился Петр Мамонов, повезло больше – ее публика не стала обижать. А вот при появлении Виктора Цоя, который тогда еще не был раскручен на телевидении, но был широко известен в узких кругах поклонников советского рока, молодежь буквально впала в экстаз. Апогея восторга толпа достигла, когда группа исполнила пару песен, а потом прекратила играть. После на сцену вышел Сергей Соловьев и начал объяснять присутствующим в зале, что сейчас снимается кино. И зрителям следовало бы помочь режиссеру доснять небольшой эпизод. Однако неуправляемая толпа ничего не хотела слушать и требовала, чтобы «мужик убирался со сцены, а Витька продолжил петь». И только видя, что музыкант не собирается продолжать выступление, зрители наконец сообразили, что следует прислушаться к его словам.

4.jpg

А потом представители съемочной группы начали выносить упаковки, доставать оттуда спичечные коробки и забрасывать их в первые ряды. Упаковок было настолько много, что они достались практически всем зрителям. Некоторые хулиганы принялись бросать горящими спичками друг в друга, что чуть не вызвало панику. К счастью, все обошлось без эксцессов.

Когда все было подготовлено к съемкам эпизода и Цой запел, зрители подняли горящие спички над головами. Это было поистине завораживающее зрелище.

На съемках «Ассы» Цой познакомился со своей второй гражданской женой Натальей Разлоговой (первой и официальной супругой, как известно, была Марьяна Цой). В тот период Наталья работала переводчицей-синхронисткой с французского языка, хорошо разбиралась в музыке, литературе, живописи. Коллеги Виктора Цоя говорили, что она оказала на него большое влияние. И это заметно чувствовалось по некоторым текстам его песен.

Скоро кончится «Лето»

5.jpg

Вообще, загадочный и закрытый Цой, облаченный во все черное, очень нравился женщинам. Не стала исключением и жена Майка Науменко – лидера группы «Зоопарк», который считался учителем Виктора Цоя, Наталья. Именно ей принадлежит идея создания картины «Лето», за которую взялся режиссер Кирилл Серебренников. В основу фильма легли факты, изложенные в той самой книге Виталия Калгина.

В частности, Калгин пишет, что между Натальей и Виктором в недалеком прошлом возникли романтические отношения, которые, по ее воспоминаниям, не зашли слишком далеко и отнюдь не повлияли на их дальнейшую дружбу.

Сама же Наталья подтвердила, что ничего серьезного в отношениях с Цоем у нее не было. Но возникла детская любовь, которая, как известно, не видит никаких недостатков. «Целовались, как школьники», – признавалась Наталья.

Серебренников в своем фильме развивает эту тему, однако делает это очень тонко и деликатно, некоторые эпизоды, связанные с возникновением романтических чувств между Натальей Науменко и Виктором Цоем, решены в стилистике мультипликации. Но в итоге (извините за спойлер) Серебренников дает зрителю понять, что отношения между героями не вышли за положенные рамки. Да и вообще, возникает впечатление, что симпатии режиссера целиком и полностью на стороне Майка Науменко, которого сыграл музыкант Рома Зверь.

Кстати, сам Науменко в одном из своих интервью признавался, что ему не нравилось, как изменился Виктор Цой за последние годы. Очевидно, учитель музыканта намекал на звездную болезнь.

6.jpg

Фильм «Лето» сделан с большим уважением и нежностью по отношению к главным героям. Это такое настроенческое кино, передающее собственное ощущение Кирилла Серебренникова тех лет и тех людей. Однако образ Виктора Цоя, показанный в фильме Серебренникова, далек от реального, считает Рашид Нугманов. Но при этом режиссер полагает, что хорошее биографическое кино часто получается именно у тех людей, которые не знали лично героев своей картины. Потому что они представляют зрителю собственное видение человека, часто замешанное на безусловной любви. А знавший героя лично, конечно, скажет правду, может, и болезненную для поклонников.

Первый концерт Виктора Цоя в Алма-Ате

При этом Виталий Калгин – тоже фанат Виктора Цоя, не знакомый с ним лично, благодаря скрупулезной работе рисует образ музыканта, приближенный к объективному. И здесь важен каждый штрих к портрету. Например, Урал Аманжолов, который в 80-х годах был проректором Университета культуры при алматинском Политехническом институте, рассказывал на страницах книги, как организовал первый концерт музыканта в Городе Яблок. Мероприятие проходило в актовом зале университета.

7.jpg

Очевидец того выступления Игорь Лелюх вспоминал, что Виктор Цой пел без остановки и без всяких комментариев между песнями на протяжении полутора часов. И ни у кого в зале не возникало желания прервать музыканта, поскольку на всех магически действовала его мощная энергетика. Так продолжалось до тех пор, пока артист сам не заговорил с залом и не попросил зрителей быть более активными. Аудитория тут же оживилась и начала отправлять Виктору записки с вопросами. Сам Игорь Лелюх и его друзья спросили: «Какая у вас группа крови?», на что артист ответил: «А что, в зале есть вампиры?». Своего сына, родившегося накануне этого концерта, Игорь Лелюх назвал Виктором.

Что касается Урала Аманжолова, то после окончания мероприятия с участием Виктора Цоя его вызвали в партком. Но он был рад, что решился на организацию концерта, поскольку получил массу благодарностей от зрителей.

Надо сказать, что застенчивый и закрытый по своей природе Виктор Цой чурался излишней публичности, однако при этом очень уважительно относился к своим поклонникам. Известно, что он не выбросил ни одного письма, полученного от преданных слушателей. Хотя, конечно, физически не мог ответить каждому, но самые искренние послания не оставлял без ответа.

8.jpg

Однажды на концерте в Уфе к Виктору подошла девушка и попросила написать песню о ее погибшем парне. Оказалось, что влюбленный молодой человек не смог защитить ее от насильников и от отчаяния покончил жизнь самоубийством. Виктор исполнил ее просьбу. Текст, написанный на листочке быстрым размашистым почерком, та девушка (теперь уже женщина средних лет) хранит до сих пор.

И это неудивительно, песни Виктора Цоя и сегодня помогают людям разных поколений жить, воспитывают в человеке сильную независимую личность, умеющую противостоять любым превратностям судьбы. Ведь именно его авторству принадлежит фраза: «Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?».


Читайте также
Первое видео Хоакина Феникса в образе Джокера появилось в Сети
Режиссер нового полнометражного фильма о Джокере Тодд Филлипс опубликовал у себя...
142 0 0
Каскадеры группы Nomad сыграли джунгар в российском истерне «Тобол»
РЕДКИЙ ДЖУНГАР ДОЖИВЕТ ДО СЕРЕДИНЫ «ТОБОЛА»
203 0 0