просмотров 3474

Какие казахстанские фильмы могут претендовать на «Оскар»?

Опубликовано: 27 Сентября 2018 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Какие казахстанские фильмы могут претендовать на «Оскар»?
variety.com

На днях известный казахстанский режиссер Сатыбалды Нарымбетов назвал пять отечественных лент, которые поборются за возможность быть номинированными на премию «Оскар» от Казахстана в категории «Лучший иностранный фильм». Это «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова, «Оралман» Сабита Курманбекова, «Талан» Болата Калымбетова, «Амре» американского режиссера Джеффа Веспы и «Айка» Сергея Дворцевого. Решение казахстанского Оскаровского комитета станет известно в начале октября. Окончательный список мировых номинантов будет оглашен 22 января 2019 года, а сама церемония по традиции пройдет 24 февраля в кинотеатре Dolby Theatre в Лос-Анджелесе.

Былое и «Оскар»

А пока давайте вспомним, какие же наши ленты выдвигались на самую престижную голливудскую премию. Впервые попытка завоевать заветную статуэтку была предпринята еще во времена СССР киргизским режиссером Толомушем Океевым, снявшим в 1973 году на киностудии «Казахфильм» фильм «Лютый» по мотивам романа Мухтара Ауэзова. В 1986 году Казахская ССР вновь заявляет о себе как о потенциальном претенденте на «Оскар», когда выдвигает картину россиянина Сергея Соловьева «Чужая белая и рябой» – совместный продукт киностудий «Казахфильм» и «Мосфильм».

2.jpg

Далее начинается история упорной борьбы за премию уже независимого Казахстана. В 1991 году на «Оскар» выдвигается фильм Ардака Амиркулова «Гибель Отрара», рассказывающий о защите древнего города от войск Чингисхана. Фильм отличала добротная драматургия, что вполне естественно, поскольку сценарий был написан знаменитым российским режиссером Алексеем Германом и его супругой Светланой Кармалитой. Но увы, фильм так и не вошел в шорт-лист премии «Оскар».

Поскольку в 90-е годы стране было явно не до кино, Казахстан перестал принимать участие в гонке за статуэткой. И лишь в 2006 году наша страна вновь включается в борьбу за «Оскар», когда представляет фильм «Кочевник», автором сценария которого стал азербайджанец Рустам Ибрагимбеков, режиссером – Иван Пассер, а на более позднем этапе – Сергей Бодров-старший. Также в амбициозном проекте с огромным бюджетом приняли участие голливудские актеры Марк Дакаскос и Куно Беккер. Однако их появление в кадре никак не помогло этой ленте.

Ближе всего к «Оскару» наша страна оказалась в 2007 году, когда казахстанско-российско-немецкий фильм «Монгол», рассказывающий о судьбе Чингисхана, попал в шорт-лист премии. Но ленту Сергея Бодрова-старшего опередила картина «Фальшивомонетчики» австрийского режиссера Штефана Рузовицки.

В 2008 году попытку завоевать «Оскар» предпринял Сергей Дворцевой, представивший картину «Тюльпан».

В 2009 году на «Оскар» от Казахстана претендует скандальный фильм «Келин» Ермека Турсунова, наделавший много шума в прессе. Яблоком раздора становятся эротические сцены и прежде всего эпизод, в котором из сарая, где живет коза, выходит мальчик, поправляющий штаны. Тогда режиссера обвинили чуть ли не в пропаганде зоофилии. С тех пор желающих снимать эротику в нашей стране поубавилось.

Затем за право представлять Казахстан боролись Егор Кончаловский («Возвращение в А», 2011) и Сатыбалды Нарымбетов («Аманат», 2016). Целых три раза шанс завоевать желанную награду предоставлялся Акану Сатаеву, снявшему драматический триллер «Заблудившийся» (2010), историческую картину «Жаужүрек мың бала» (2012) и военную драму «Дорога к матери» (2017).

Что имеем в настоящем

Кто же из пяти претендентов, названных Сатыбалды Нарымбетовым, бросит вызов судьбе на этот раз? Интрига, надо сказать, нешуточная. Например, фильм «Оралман» Сабита Курманбекова, рассказывающий о переселении казахской семьи на историческую Родину, уже завоевал главный приз международного кинофестиваля «Фаджр» в Тегеране (Иран). Еще одним участником фестиваля «Фаджр» стал другой фильм – выдвиженец на «Оскар» от нашей страны – «Талан» Болата Калымбетова, поднимающий тему репрессий в 30–40-е годы прошлого века.

3.jpg

Гораздо больше вопросов вызывает картина «Амре» о певце Амре Кашаубаеве, созданная американцем Джеффом Веспой и получившая неоднозначные отзывы в прессе. Фильм, кстати, снятый очень качественно оператором Максимом Осадчим, известным по картинам «Сталинград» и «9 рота», обвиняли в сценарных нестыковках, явных исторических ляпах и излишней демонизации некоторых персонажей, например певца Леонида Собинова. По замыслу сценаристов Собинов лично наблюдает, как Амре Кашаубаева пытают чекисты. А между тем этот артист славился своими добрыми делами. Например, во время Первой мировой войны он собрал на помощь раненым около 200 тысяч рублей, помогал будущему писателю Леониду Андрееву. Конечно, все можно списать на художественный вымысел. Так, с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина Антонио Сальери превратился в монстра, погубившего Моцарта, и этот миф прочно укоренился в сознании многих людей. А ведь композитор Сальери бесплатно занимался с учениками, воспитал таких гениев прошлой эпохи, как Ференц Лист и Франц Шуберт. Но что позволено Юпитеру, не позволено быку.

4.jpg

А вот фильм Адильхана Ержанова «Ласковое безразличие мира», напротив, вопросов не вызывает. Завораживающая своей красотой драма о безусловной любви на фоне социальных неурядиц в этом году стала участником Каннского кинофестиваля и завоевала Гран-при XIV Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

Непонятная ситуация складывается вокруг ленты Сергея Дворцевого «Айка». Сатыбалды Нарымбетов назвал ее в числе главных претендентов на соискание голливудской премии от Казахстана. Но буквально накануне сообщалось, что Американская академия кинематографических искусств и наук «Оскар» отказала картине Сергея Дворцевого в участии в конкурсе. По словам министра культуры и спорта Казахстана Арыстанбека Мухамедиулы, это произошло из-за правила 50-процентного национального содержания картины, которое широко применяется в мире. (Фильм создан в соавторстве с Германией, Польшей и Китаем.)

Что у соседей

Пока наши кинематографисты решают, кого же из вышеназванных претендентов отправить в Лос-Анджелес, россияне уже определились с выбором. Так, на получение премии «Оскар» претендует дебютный фильм Константина Хабенского «Собибор», в котором сам режиссер сыграл главную роль. Лента рассказывает о единственном успешном побеге из нацистского лагеря Собибор, куда евреев привозили для уничтожения в газовых камерах. Вырваться на свободу пленные смогли только с помощью лейтенанта Александра Печерского, которого и сыграл Константин Хабенский.

Впрочем, некоторые российские критики не разделяют оптимизма российского Оскаровского комитета по поводу «Собибора». И дело тут не в художественной ценности ленты, а в обыкновенной конъюнктуре. Бытует мнение, что тема холокоста всегда была в тренде премии Американской киноакадемии. Но в последнее время эта тематика звучит слишком часто. Так, в 2015 году статуэтку завоевала картина «Ида» польского режиссера Павла Павликовского, рассказывающая о еврейской девушке, чьи родители стали жертвами холокоста. На ту же тему высказывался и Андрей Кончаловский в своем фильме «Рай», выдвигавшимся на «Оскар» в 2016 году. И вот теперь эту линию продолжает драма «Собибор».

5.jpg

Многие понимают, что тема толерантности – это благодатная почва для получения премии «Оскар». Кто-то даже пошутил, что самые большие шансы завоевать статуэтку у фильма про геев-афроамериканцев, больных СПИДом и страдающих от социальной несправедливости. Отчасти таким фильмом (исключая тему СПИДа) стала картина «Лунный свет» Барри Дженкинса, завоевавшая сразу три премии «Оскар» (за лучший сценарий, фильм и мужскую роль второго плана), премию «Золотой глобус» и бесчисленное множество других наград в 2017 году.

В принципе тема толерантности в определенной степени присутствует и в картине «Айка», рассказывающей печальную историю кыргызской мигрантки в Москве, и в фильме «Оралман», и в социальной драме «Ласковое безразличие мира». Можно много рассуждать на эту тему, но окончательное решение все же примут представители Оскаровского комитета.

6.jpg

А что же говорят эксперты? В одном из интернет-опросов глава казахстанской ассоциации кинокритиков известный киновед Гульнара Абикеева выразила мнение, что в список должен был бы попасть фильм «Река» Эмира Байгазина, завоевавший недавно «Льва» за лучшую режиссуру программы «Горизонты» на Венецианском кинофестивале. И ничего страшного, что он еще не был в прокате (что является необходимым условием для получения «Оскара». – Авт.). Эту проблему можно было бы решить, показав фильм в течение недели хотя бы в одном кинотеатре. Примерно одинаковые шансы попасть в шорт-лист премии у фильмов «Айка» и «Ласковое безразличие мира».

То, что картина «Айка» сделана в копродукции, не страшно, – поясняет Гульнара Абикеева. – Помню, пару лет назад на премию «Оскар» были номинированы фильмы «Кукурузный остров» от Грузии и «Мандарины» от Эстонии, где эстонскими были только продюсер и исполнитель главной роли. А что касается ленты «Айка», то тут и режиссер – казахстанец по происхождению, и актриса – казашка, и продюсер казахстанский. Меньше шансов у «Оралмана» – он получал призы, но меньшего масштаба. Но будет смешно, если от Казахстана будет номинирован фильм «Амре». 7.jpg

А вот что думает известный казахстанский журналист и кинокритик Тулеген Байтукенов:

Я считаю, что выдвигать следует фильм «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова, поскольку такой шаг сломает сложившуюся привычку продвижения традиционных лент на национальные темы, интересных в основном только казахстанской аудитории. Пора попробовать что-то действительно новое. И картина Адильхана Ержанова – тематически, эстетически, идейно – подходит для этой цели как нельзя лучше.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале