Казахстанскую анимацию ждут большие перемены

Опубликовано: 26 Сентября 2018 г. Автор: Татьяна КУАН | г. Астана
просмотров 2915

Казахстанскую анимацию ждут большие перемены. На днях министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы высказался об отделении мультипликации от киностудии «Казахфильм». По его мнению, этот процесс хоть и труден, но необходим. В первую очередь для реанимации анимации.

Между тем идея отделения анимации от «Казахфильма» не нова. Еще в 2010 году о создании «Казахмультфильма» говорил глава Ассоциации аниматоров Казахстана Гали Мырзашев. Тогда, восемь лет назад, его предложение было воспринято в штыки, и строптивому мультипликатору даже пришлось уйти из киностудии. Сегодня, так и не найдя поддержки в родной стране, Мырзашев создает мультфильмы для китайских зрителей. Говорят, там его проекты идут на «ура».

Узнав о том, что многострадальная идея Гали спустя много лет все же нашла отклик, мы поинтересовались у мультипликатора: «Ну, теперь-то ваша душенька довольна?».

gali-7.jpg

– Нет, меня это никак не радует, – заявил глава ассоциации аниматоров. – Чиновники украли у меня идею и придумали себе объект для распила. Я говорил не о строительстве (анимационной студии. – Авт.), я говорил: «Если «Казахфильм» уже всем набил оскомину, отдайте бывшее административное здание («Казахфильма». – Авт.) под казахскую анимацию». Чтобы развивать анимацию, нужно всего лишь создать прозрачный продюсерский центр. Для анимационного кино надо принять закон, системно и прозрачно его финансировать, отдать анимацию самим аниматорам. В комитете культуры должен сидеть один наш представитель, к которому мы могли бы обращаться, чтобы защищать и лоббировать свои интересы. А то получается, что у нас всем занимаются чиновники, только не сами специалисты... Аниматоры все время кочуют, времена меняются, каждый год совершенствуются технологии. Поэтому строительство огромной анимационной студии – это нонсенс, этого не нужно. Как говорится, все лицом бегут, а мы – задом. Просто надо перестать воровать у самих себя и взять за лекало российский опыт. В «Союзмультфильме», например, на аренде все. Там существует прозрачность постановок, питчинги каждый год проходят. У нас питчингов нет, министр решает все.

В этом году казахстанская мультипликация отмечает свой полувековой юбилей. Специально к этой дате была выпущена почтовая марка по мотивам одной из первых отечественных анимационных лент «Почему у ласточки хвост рожками?». Этот легендарный мультфильм был создан основоположником казахской анимации Аменом Хайдаровым в далеком 1967 году. Тогда дипломная работа совсем еще неопытного выпускника ВГИКа облетела 48 стран мира и завоевала множество международных наград, в том числе на родине Уолта Диснея. Сегодня, чтобы повторить былой успех, отечественной анимации надо постараться, считает Гали Мырзашев:

– Почему состоялся Хайдаров? Благодаря такому менеджеру и продюсеру, как Камал Смаилов (первый заместитель председателя Госкино КазССР, директор киностудии «Казахфильм» до 1971 года. – Авт.). Он не управлял художником, а дал ему волю. А у нас как? Я это на «Ер Тостике» (полнометражный анимационный фильм, вышел в прокат в 2013 году. – Авт.) видел: чиновник приходит и начинает учить художника, как рисовать. Вот был Хайдаров, а после Хайдарова у нас вечный бардак. Нет законов, нет уважения к своим специалистам, поэтому анимация не растет. Анимацией управляют чиновники, а аниматоры где-то выжидают, прозябают. Здесь, в мире анимационного кино, очень нездоровая обстановка. Кто-то съездил в Астану, лизнул одно место кому-то и вырвал постановку. В США, например, если какой-то проект превышает тысячу долларов, то он подлежит конкурсу или тендеру. А у нас миллионы долларов туда отвалили, миллионы – сюда. Это и есть коррупция.

3.jpg

По словам Мырзашева, на «Казахфильме» минута полнометражного мультфильма стоит порядка 1 млн тенге, в мире – около 2 млн тенге. В соседнем Китае периферийные студии делают как минимум 200 минут в год, а целая страна снимает тысячи минут. Казахстан выпускает около 60 минут анимации в год, но и эти крохи, как правило, не пользуются большим спросом. Нам пора перестать снимать мультфильмы исключительно о батырах и заняться такими вечными и наднациональными темами, как любовь и дружба, рассуждает Мырзашев:

У кого сейчас деньги? У американцев, китайцев, японцев. Просто надо на их лошадь сесть и проехать. Нужно мультфильм «Маша и медведь» «скушать», «Смешариков» «скушать», Nickelodeon «проглотить», и выйдет что-то новое. Но наша казахская трагедия в том, что мы своих убиваем, а чужими кормимся… Мне всю жизнь задавали вопрос: «А зачем вообще нам в Казахстане своя анимация?». Я говорю: «Вот вы странный вопрос задаете. Зачем тогда нашим женщинам рожать? Миллион индусов и миллион китайцев завезем и все». То есть у нас какой-то ступор. Тимур Бекмамбетов говорит: «Надо быть самим собой». А у нас все мужчины хотят быть Брэдом Питтом, а женщины – Анджелиной Джоли. Но только не самим собой.

По оценкам главы ассоциации аниматоров, на сегодняшний день Казахстан может раз в два года выдавать качественный полнометражный анимационный фильм и ежегодно – 4–7 мультипликационных десятиминуток. Сюда должно входить и авторское кино, и детское, и национальное.

– Мир сейчас поделен на жесткий рынок. Это тонны диснеевского «шоколада». Бесспорно, красивого. И туда же идут россияне. А мы должны предложить что-то новое, – уверен Мырзашев. – В России три-четыре года профинансировали анимацию, дали подняться нескольким студиям, и они перекрыли рынок. То есть продюсерскую культуру развили. Лично я, когда меня в 2010 году вытурили из «Казахфильма», стал частным продюсером, и сейчас у меня в багаже семь проектов. Они все могут зарабатывать деньги и для меня, и для Казахстана. Но моя беда в том, что я ни к кому на поклон не хожу.

1-5bjpg.jpg

Уже несколько лет Гали Мырзашев работает над созданием полнометражного мультфильма «Шелковый путь». Идея рассказать о великой дороге древности языком, доступным детям, пришлась по душе в России и Китае. Представители этих стран готовы поддержать проект финансово и вывести на свои экраны. Соседи, говорит Мырзашев, понимают и коммерческую, и социальную значимость подобных мультяшек. Не нашлось финансирования лишь в Казахстане.

– Во время недавней презентации законопроекта «О кинематографии» министр культуры и спорта рассказал, что попросил создателей культового российского мультфильма «Маша и медведь» помочь создать наш казахстанский образ. Неужели в родном отечестве нет достойных аниматоров?

Это плевок мне и всему казахстанскому родительскому сообществу. Что, мы настолько тупые?!
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале