Корреспондент «ЭК», побывав на киностудии «Ленфильм», узнала тайну хрустальных туфелек советской Золушки

Опубликовано: 06 Октября 2019 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Санкт-Петербург
Корреспондент «ЭК», побывав на киностудии «Ленфильм», узнала тайну хрустальных туфелек советской Золушки
Фото автора и из архива «Ленфильма»
просмотров 1546

250 тысяч единиц насчитывает коллекция исторических костюмов легендарной киностудии «Ленфильм». Женские, мужские, детские, военные, разных времен и народов – за вековую историю «Ленфильма» они использовались на съемках художественных, документальных и телевизионных фильмов, многие из которых давно стали мировой классикой. «Чапаев» и «Король Лир», «Гамлет» и «Человек-амфибия», «Дикая собака динго» и «Золушка», «Собачье сердце» и «Синяя птица» – эти и многие другие картины вошли в золотую коллекцию советского кинематографа, а использовавшиеся в них костюмы и реквизит уже несколько лет являются экспонатами музея «Ленфильма».

Увидеть их и узнать историю создания любимых фильмов, многие из которых мы с удовольствием пересматриваем по сей день, теперь может любой желающий. А вот трехэтажное хранилище костюмов для посещения закрыто. Доступ в него имеют только сотрудники киностудии, а также художники по костюмам и костюмеры, которые приходят сюда за нарядами для очередного кинопроекта. Закрыта эта территория и для журналистов. Но для меня, как для человека приехавшего издалека, руководство студии сделало исключение.

костюм5.jpg

Одежда на лучшее

Моим гидом в хранилище костюмов стал пресс-секретарь киностудии «Ленфильм» Артемий Аграфенин. Встретив меня в главном фойе, коллега объясняет, что наш путь теперь лежит к цеху подготовки к съемкам, частью которого является и костюмерный склад. Выходим во двор. Пока идем по довольно внушительной внутренней территории, вспоминаю свой первый визит на «Ленфильм», случившийся пять лет назад.

Тогда экскурсию по киностудии для меня устроил известный культуролог, режиссер и историк кино Александр Поздняков. Александр Николаевич рассказывал, что на «Ленфильме» всегда была очень сильная школа художников по костюмам. Здешние мастера, имеющие репутацию самых дотошных и въедливых до мелочей, справедливо считали и продолжают считают, что любая небрежность, историческое несоответствие, могут разрушить общее впечатление от фильма.

b02082b57a3e210cd02661b39c5edc6e.jpg

Судьба большей части костюмов, попадающих в хранилище, – наряжать разнообразную массовку. Однако есть экземпляры, сыгравшие в кино не одну заметную роль. Например, блистательный Атос Вениамина Смехова и незадачливый жених в исполнении Николая Караченцова из фильма «Собака на сене» одеты в один и тот же камзол. И таких примеров множество.

В этот раз наша экскурсия начинается с военного гардероба.

Здесь костюмы – начиная с эпохи Средневековья и практически до наших дней, – объясняет Артемий. – Сшиты они были в самые разные годы. Снимался тот или иной фильм, для него шились костюмы. Так постепенно наша коллекция и собиралась. Самым старым ее экземплярам уже без малого сто лет. И если основная часть коллекции по-прежнему активно используется в съемках фильмов, костюмы-ветераны хранятся на специальном закрытом складе и используются только в качестве образцов для пошива. В целом же костюм может находится в работе до полного износа. К примеру, у нас есть одеяние Петра I, которое было сшито еще в 1937 году. Теперь это один из музейных экспонатов. костюм8.jpg

Средневековое фэнтези и хрустальная туфелька

Мы проходим между рядами, в которых теснятся сотни шинелей и гимнастерок, военных рубах и ватных штанов. Здесь же военные костюмы Средневековья, кафтаны времен Петра I, комиссарские кожанки, форма бойцов Красной армии и советской милиции.

На одном из рядов выделяющиеся из общего ряда объемные кожаные камзолы средневековых воинов. Коллега поясняет, что их шили их для персонажей фильма режиссера Алексея Германа «Трудно быть богом». Это была последняя и самая объемная работа известного кинорежиссера, премьера которой состоялась уже после его смерти.

chern-gryaz-i-melkaya-motorika-1482-184.jpg

Фантастические одеяния для героев российского фэнтези создавала художник по костюмам Екатерина Шапкайц. Перед началом съемок была тщательно изучена история костюма эпохи позднего феодализма. В музейных собраниях и фондах сделаны сотни фотографий с картин, документов, рисунков, гравюр. Ну, а после потребовалась фантазия ленфильмовских мастеров.

В итоге ими было создано около 600 костюмов – персонажей, принадлежащих различным социальным группам: крестьян, рабов, серого воинства, монахов, бедных и богатых донов, горожан. Были также изготовлены 1 000 костюмов боевых монахов, попавших в фильм лишь мельком – вторым планом. В работе мастера старались использовать разнообразие фактур, подчеркивающих графичность черно-белого кадра: мех, кожу, веревки, лыко и пеньку. После того как костюмы были готовы их дополнительно «фактурили»: красили, жгли, вымачивали, сушили, опять красили и обжигали.

2448425.jpg Есть наряды, которые специально шьют для главных героев, – добавляет Артемий. – Это костюмы одного фильма, особенно если этот фильм был очень популярен. К примеру, костюмы для главных героев фильма Козинцева «Гамлет» не использовались больше нигде. Они очень дорогие, сшиты с использованием большого количества позолоты, поэтому самое большее, что мы можем сделать – это предоставить их для участия в той или иной выставке, либо экспонировать у себя в музее. У нас был печальный опыт, когда после всем известной сказки «Золушка» костюмы, неоднократно использовавшиеся в других картинах, износились так, что до наших дней дошел только костюм придворного и хрустальная туфелька Золушки, которые также являются экспонатами музея.

К слову, сказочные туфельки главной советской Золушки Янины Жеймо также являются творением ленфильмовских умельцев. Сделаны они, конечно, не из хрусталя, а всего лишь из органического стекла, но благодаря мастерству оператора и осветителей, на экране они сказочно красивы.

костюм4.jpg

Дресс-код для Ихтиандра

Кстати, случается и так, что и главные герои фильма облачаются в наряды для массовки.

Все зависит от проекта, – добавляет Артемий, продолжая экскурсию в отделе военного костюма. – Если фильм военный, то костюмы самые обыкновенные. И даже главный герой может быть облачен в костюм, в котором до него снимались статисты. К примеру, в каком-то из этих камзолов в «Старой, старой сказке» снимался Олег Даль. Там не требовалось, чтобы костюм был новый, поэтому наряд для солдата, которого играет Даль, собрали из того, что было на костюмерном складе. И совсем другое дело костюм, к примеру, Ихтиандара в фильме «Человек амфибия» или платье Элизабет Тейлор в сказке «Синяя птица».

Детально рассмотреть оба наряда и узнать истории создания этих, по-своему уникальных фильмов, можно посетив ленфильмовский музей.

костюмы.jpg

Оказывается, решив в 1961 году экранизировать фантастическую историю, описанную в романе Александра Беляева, советские кинематографисты утерли нос даже Голливуду! Американцы тоже вынашивали идею снять фильм о человеке-амфибии, но не решились на реализацию проекта из-за сложности подводных съемок. По этой же причине за сценарий, пролежавший на «Ленфильме около десяти лет, не брались и отечественные кинорежиссеры. Попытать счастья решили режиссеры Геннадий Казановский и Владимир Чеботарев, а также оператор картины Эдуард Розовский. Сделали они это после консультации с подводниками, которые сказали, что снять такой фильм будет очень сложно, но можно. В итоге фильм «Человек-амфибия» стал лидером проката 1962 года.

При тотальном дефиците снимать фантастику в СССР было особенно сложно, поэтому, глядя на костюм Ихтиандра, зрители гадали, из чего же он сшит. Оказалось, что создатели «рыбьего» наряда вышли из положения используя старую кинопленку. Из нее были изготовлены 10 тысяч чешуек, которые костюмеры вручную вырезали, раскрасили перламутровой краской и нашили на четыре комбинезона.

костюм12.jpg

Два из них поочередно использовались для съемок под водой, еще два – для суши. Создавать два разных вида костюмов потребовалось из-за того, что в воде камера видела перламутровые чешуйки не так как на суше. Поэтому костюмы отличаются по цвету.

При создании платьев Гуттиэре дизайнеры одежды черпали вдохновение в нарядах актуального в то время стиля «new look» Кристиана Диора, который в 1959 году показывал в Москве свою коллекцию.

костюм13.jpg

Не менее интересна и история создания костюмов для звезды американского кинематографа Элизабет Тейлор, сыгравшей главную роль в сказке «Синяя птица». Эта экранизация одноименной пьесы Метерлинка, созданная студиями «Ленфильм» и «20th Century Fox», стала уникальным проектом для своего времени. Снимали ее в середине 1970-х годов, в самый разгар «холодной войны». Масштабная постановка стала первой кинокартиной, снятой совместно кинематографистами СССР и США. Главные роли в фильме исполнили голливудские звезды первой величины: Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Сисели Тайсон и другие. К сожалению, замечательным советским актерам Маргарите Тереховой, Георгию Вицину, Олегу Попову, Надежде Павловой, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Игорю Дмитриеву достались роли более скромные, чем их американским коллегам.

kinopoisk.jpg

Больше всего хлопот у костюмеров вышло с исполнительницей главной женской роли Элизаберт Тейлор. Звезда наотрез отказалась надевать один из костюмов – наряд феи Света, сшитый для нее в Англии. Спасать ситуацию пришлось художнице по костюмам Марине Азизян. За короткое время, прибегнув к различным хитростям, костюмер и мастера пошивочного цеха создали наряд, который не вызвал у Тейлор не малейшего нарекания. При том, что сшит он был из бельевого шелкового трикотажа, но искусно расшит ленфильмовскими мастерицами. Актриса не только с удовольствием его надевала, но и даже предложила одной из портних, работавшей в пошивочном цехе «Ленфильма», лететь с ней в Голливуд. Но мастерица осталась в родном Ленинграде. Костюм феи Света – также является одним из особо ценных экспонатов музея «Ленфильма».

костюм2.jpg

Строго по форме

Экскурсия продолжается, и мы доходим до военных костюмов времен гражданской и Великой Отечественной войн. Артемий поясняет, что многие вещи на «Ленфильме» подлинные.

Когда режиссер Владимир Венгеров вначале 60-х годов прошлого столетия решил снять картину «Балтийское небо», он обратился к тогдашнему главнокомандующему Балтийским флотом с просьбой предоставить для съемок некоторое количество форменных костюмов моряков-балтийцев, так как форма, сшитая на заказ, отличалась бы от оригинала, – добавляет коллега. – И главнокомандующий настолько проникся этой идеей, что распорядился предоставить нужное режиссеру количество форменных комплектов. В итоге не только главные герои, но и все задействованные в фильме актеры массовых сцен, были одеты в подлинную форму моряков-балтийцев, которая позже была передана «Ленфильму» в вечное пользование. Вообще коллекция военного костюма на «Ленфильме» очень внушительная, так как раньше на киностудии снимали много фильмов о войне.

Помимо одежды разных времен и эпох, на складах хранится огромное количество обуви: от русских лаптей до кожаных ботфортов. Здесь же всевозможные головные уборы: шляпы и шапки, береты и фуражки, кепки и папахи, шлемы и каски разных времен. А так же перчатки, ремни, нательное белье.

костюм9.jpg

Наряды вне очереди

Закончив осмотр военных костюмов, отправляемся на склад мужского гардероба. И здесь наряды, практически, на любой вкус и цвет. Вернее, на любую эпоху, начиная с древней Греции и до 90-х. Пока протискиваемся между тесными рядами, завешенными всевозможными плащами и камзолами, кафтанами и мантиями, куртками и пальто, рубахами и костюмами, Артемий поясняет, что на складе костюмы находятся до тех пор, пока их не отберут на тот или иной кинопроект.

Приходит художник по костюмам и его ассистент, и вместе они отбирают то, что им надо, – поясняет мой собеседник. – Дальше, в зависимости от договоренности, костюмы либо остаются на киностудии и передаются для работы на проектные склады, где костюмеры одевают задействованных в фильмах актеров, любо отправляются к месту съемок. По окончании работы костюмы приводят в порядок и возвращают на склад.

В особый восторг меня приводит коллекция женского костюма. Такого количества платьев, юбок, сарафанов, шляпок разных эпох, фасонов и конфигураций не доводилось видеть никогда. Вспомнила, как в детстве мечтала о роскошном платье с кринолином. Чтобы прям в пол, и юбка кружилась!

На съемках фильма Казанова в России.jpg

Помимо многочисленных платьев и юбок, блузок и плащиков, шуб, пальто и курток, здесь также хранится обувь разных эпох, различные детали женского костюма, от нательного белья до перчаток. Всего 76 тысяч единиц! Самое старое платье, хранящееся на складе – пошито в 1948 году для фильма «Академик Павлов». Раньше каждое платье или костюм имело свою документальную историю. На специальном бланке сотрудники склада записывали год и название фильма, в котором использовался тот или иной наряд. Тогда же действовало правило: взятый на картину костюм нельзя было использовать где-либо еще, пока фильм не выходил в прокат. Сейчас бывает так, что костюмы одной эпохи параллельно задействуются в разных фильмах.

Хранящиеся на складах костюмы сегодня используются не только на кинопроектах самого «Ленфильма», но и в фильмах, снимаемых другими киностудиями. К слову наряды эти доступны не только для людей из мира кино. Их запросто можно взять в аренду на костюмированный праздник или для фотосессии. К слову, так было не всегда. В советское время кино снимали только государственные киностудии. Было их не много, к примеру, в Ленинграде только «Ленфильм». Но это была настоящая фабрика кино, но которой в общей сложности трудились около 1,5 тысячи человек. В 90-е экономические реалии изменились и теперь «Ленфильм» не только снимает кино, но сдает в аренду костюмы, а также помещения, мебель разных эпох и многочисленный реквизит.

На кинопроекте Шерлок Холмс в России.jpg

Новыми костюмами ленфильмовская коллекция пополняется за счет новых проектов, как своих, так и снимаемых другими кинокомпаниями.

Что-то покупается, что-то шьется в пошивочном цехе киностудии, – добавляет Артемий. – Бывает так, что часть костюмов передается в безвозмездное пользование с других проектов. К примеру, так было после фильма Алексея Учителя «Матильда» и после картины Дмитрия Месхиева «Батальон». костюм11.jpg

Камера! Мотор! Начали!

Попасть в кино, если ты не претендуешь на главную роль, а готов довольствоваться скромным статусом статиста или по-другому актера массовых сцен, дело не сложное. В Санкт-Петербурге ежегодно снимаются десятки фильмов и свежие, то бишь, не примелькавшиеся лица, нужны всегда. Пригодилось и мое. Поучаствовав в процессе, поняла, что актерство, при внешней легкости – дело не из простых. 12-часовые смены, съемки под проливным дождем и на морозе, и прочие приятности, выдержать которые могут не все. Остаются только самые стойкие, по-настоящему влюбленные в кино.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале