Малоизвестные страницы ленинградской блокады покажут зрителям создатели фильма «Коридор бессмертия»

Опубликовано: 16 Марта 2019 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Санкт-Петербург
Малоизвестные страницы ленинградской блокады покажут зрителям создатели фильма «Коридор бессмертия»
Использованы фото группы vk.com/koridor_bessmertiya и Ирины ГАЛУШКО
просмотров 2213

Около двух месяцев остается до выхода в широкий прокат фильма «Коридор бессмертия» российского режиссера Федора Попова. Основанная на реальных событиях военно-историческая драма, рассказывает о подвиге тысяч людей, работавших на легендарной Дороге Победы, ставшей главным результатом прорыва фашистской блокады. Ровно 75 лет назад, в марте 1944-го, магистраль прекратила свою работу.

Забытый подвиг

Это первый полнометражный фильм, повествующий о подвиге железнодорожников – защитников блокадного Ленинграда. Созданием картины, основанной на реальных событиях, занималась российская киностудия «Стелла». Фильм Федора Попова, являющегося не только режиссером, но и продюсером и соавтором сценария, повествует о событиях января-февраля 1943 года, связанных со строительством засекреченной железнодорожной ветки, соединившей осажденный город с «большой землей».

Было очевидно, что если после первого большого успеха, связанного с прорывом блокады в январе 1943-го, не предпринять никаких действий, враг попытается сомкнуть кольцо блокады вновь. Чтобы этого не допустить, предстояло в предельно короткие сроки провести перегруппировку войск, подтянуть технику и боеприпасы. Вторая, не менее важная задача, которую могло решить строительство железной дороги – обеспечение жителей блокадного Ленинграда продовольствием и топливом. Знаменитая Дорога жизни, действовавшая на Ладоге с сентября 1941 по март 1943-го, очень помогла осажденному городу в первые, самые тяжелые годы блокады. Однако объем перевозок по ней был ограничен.

URa1iSq1P2g.jpg

Поэтому уже через два дня после того, как у рабочих поселков № 1 и № 5 встретились войска Ленинградского и Волховского фронтов, Государственный комитет обороны принял решение о срочном строительстве железнодорожной линии Поляны – Шлиссельбург. На выполнение жизненно важной задачи отводилось всего 20 дней.

Строительство свайно-ледовой переправы от станции «Шлиссельбург» до станции «Поляны» до сих пор считается невероятным с точки зрения инженерной науки и элементарных понятий безопасности. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, не было людей и техники. Зато в избытке – неразорвавшиеся снаряды, бомбы и оставленные врагом минные поля.

VshwQIHNtJc.jpg

В дополнение ко всему выполнять поставленную задачу нужно было под постоянным артиллерийским и минометным огнем фашистов. До немецкого переднего края было всего около четырех километров. Причем противник, занявший Синявинские высоты, имел существенное преимущество, которым и пользовался, активно обстреливая участок строительства. Немецкое командование сделало все возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. Маршрут будущей трассы накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерий и минометов.

В связи с крайне сжатыми сроками, отводимыми на строительство магистрали, рельсы и шпалы строителям пришлось укладывать прямо на мерзлую землю. Поэтому в процессе эксплуатации железной дороги чинить ее приходилось не только из-за обстрелов, но и по причине вынужденного несоблюдения технологии.

X322RwwiL5s.jpg

Отдельным подвигом строителей магистрали стало возведение мостов через реки Неву, Назию и Черную. Работы велись круглосуточно и были закончены за 12 дней. Мост через Неву имел 1 300 метров в длину и представлял собой низководную эстакаду, рассчитанную на эксплуатацию в зимнее время.

В итоге, 5 февраля 1943 года, всего через 17 дней после начала стройки, путейцы и мостовики западного и восточного участков трассы новой железнодорожной линии встретились. Таким образом, спустя полтора года, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией Советского Союза, не занятой оккупантами, было восстановлено.

mKpbSVfncsM.jpg

Первый поезд с продовольствием из Ярославля в Ленинград отправился в ночь с 6 на 7 февраля 1943 года. И в 11 утра на Финляндском вокзале его встречали тысячи ликующих ленинградцев. В тот же день от пятой платформы вокзала на Большую землю из Ленинграда отправился первый грузовой поезд. Он вез на Урал отливки орудийных стволов, изготовленные на заводах блокадного города.

По новой железной дороге в Ленинград ежемесячно шло до 400 составов с грузами. Меньше чем за год в осажденный город пришло 3 105 поездов. Обратно – 3 076. В Ленинград везли оружие, продовольствие, боеприпасы. Обратно, кроме самих ленинградцев, вывозили оборудование заводов и фабрик, стратегические материалы. За время, пока действовала Дорога победы, в Ленинград было доставлено около 4,5 млн тонн грузов – в 2,5 раза больше, чем по знаменитой Дороге жизни, в том числе 630 тонн продуктов питания, более двух миллионов тонн топлива: угля, торфа, дров.

qWB_UoXHH44.jpg

Этот поезд в огне

Засекреченная магистраль сыграла важное стратегическое значение в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады. Из-за больших потерь Дорога Победы получила еще одно название – Коридор смерти.

Идея снять фильм о Дороге Победы возникла у меня восемь лет назад, после того, как я прочитал статью петербургского писателя Дмитрия Каралиса, отец которого был командиром на этом поезде, – поделился с корреспондентом «ЭК» режиссер картины Федор Попов. – Я видел много фильмов о блокаде, но слышал только Дороге жизни через Ладогу. И ничего о Дороге Победы – железнодорожной ветке Шлиссельбург – Поляны. По сценарию Дмитрия Николаевича был снят документальный фильм о Дороге Победы, я же, заинтересовавшись этой темой, решил взяться за создание художественной ленты, пригласив его к сотрудничеству. В основу нашего сценария легли исторические факты, собранные военным историком Валентином Ковальчуком, а также воспоминания людей, ставших прототипами наших главных героев. ржиссер попов.jpg

Историческим и литературным консультантом фильма выступил известный писатель-фронтовик Даниил Гранин. В декабре 2015-го Даниил Александрович побывал на съемках картины и высоко оценил созданные образы главных героинь – вчерашних школьниц, которые вначале строили Дорогу победы, а затем водили по ней поезда.

Девчонки настоящие, я знал таких… – отметил Гранин. 661TesXuqG4.jpg

На зиму 2015-2016 годов пришелся основной съемочный блок. Тогда было отснято две трети всего необходимого материала. Но все работы по созданию картины были приостановлены из-за возникших финансовых трудностей. Еще до начала съемок большая часть средств, выделенных на производство фильма Министерством культуры России, была потеряна в связи с отзывом лицензии у банка, в котором обслуживалась киностудия «Стелла». Создателям ленты пришлось объявить народный сбор на краудфандинговой платформе Boomstarter. 

На первом этапе было собрано 600 тысяч рублей, которые пошли на строительство декораций моста через озеро Ильмень. Еще 2,5 млн рублей выделило Министерство культуры Санкт-Петербурга. В ноябре 2016 года авторы картины, объявили новый сбор на платформе Boomstarter. Авторы кинопроекта также заручились поддержкой Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» и Российского военно-исторического общества. Завершились съемки лишь в июле 2017 года.

Nt4eFBNawk8.jpg Проблемы с финансированием отбросили нас от премьеры на целый год, – добавляет режиссер. – Вместо одной, нам пришлось снаряжать две экспедиции в Санкт-Петербург, что так же отразилось на стоимости проекта.

В итоге премьерный показ картины состоялся лишь в январе нынешнего года. В Санкт-Петербурге и Москве его приурочили к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

История существования этой железной дороги была известна лишь документалистам, – сообщил соавтор сценария Дмитрий Каралис. – Ценой немалых усилий Федору Попову удалось превратить ее в художественный фильм, чтобы донести до широких масс и сохранить о ней память как о Дороге бессмертия. героиня.jpg

Прототипом главной героини фильма Маши Яблочкиной, которую сыграла актриса Анастасия Цибизова, стала Мария Ивановна Яблонцева, работавшая кондуктором на Шлиссельбургской магистрали. Когда проект только стартовал, Мария Ивановна еще была жива и сама поделилась воспоминаниями о нелегких испытаниях, выпавших на долю вчерашних школьниц. Реальный прототип и у исполнителя главной мужской роли – Артема Алексеева, сыгравшего начальника и политрука поезда Георгия Федорова (Жору Полундру). Когда начались съемки, с создателями картины связались потомки Георгия Иосифовича и передали дневники ветерана, которые также обогатили сюжет.

Георгий Федоров.jpg

В широкий прокат «Коридор бессмертия» выходит 1 мая. А на днях создателями ленты был представлен официальный трейлер картины.

Это наш подарок ветеранам и всем тем, кто чтит память героев Великой Отечественной войны, – говорит Федор Попов. – С тем, чтобы подвиг тысяч людей, строивших Дорогу Победы, работавших на ней, и погибших на ней под обстрелами, не был забыт.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале