На самом дне портфеля сценариста всегда прячется ржавый револьвер – для, сука, режиссера!

Опубликовано: 20 Февраля 2019 г. Автор: Расул ШЫБЫНТАЙ | г. Алматы
просмотров 1024

На самом дне портфеля сценариста всегда прячется ржавый револьвер – для, сука, режиссера (а последний патрон – для себя)! Отсюда его тайная мечта – самому снять фильм по своему сценарию. Чтобы как есть, как задумано, ничего не переделано, не искажено, не вырезано и не так дополнено. Вероятность осуществить мечту крохотна, как 25-й кадр, но и на фабрике грез чудеса порой случаются. Другое дело, как: выкатит ли «сам себе режиссер» такой сизифов камень на гору успеха? Ведь это разные профессии. Риск огромен, зритель пресыщен, кинокритики озлоблены, всех, сука, не перестреляешь. Но Бейбарс Джуманиязов рискнул…

Вчера в алматинском кинотеатре «Арман» прошел пресс-показ его фильма «Досье Тамады», премьера которого состоится завтра, 21 февраля. Утро выдалось буднично вторничным, собрав в большом синем зале дюжину зрителей. Судя по всему, треть и была пресса, остальные же – прекрасно обезображенные интеллектом лица. На входе организаторы раздавали здорово оформленные пресс-релизы: в больших желтых конвертах с надписью «Досье Тамады» лежало испачканное кровью «Дело №», информирующее об истории рейдерских захватов бизнеса в 90-х и, конечно, о фильме и его создателях.

IMG_0253.JPG

«В фильме задействован золотой актерский состав. Они давно не играли вместе», – говорится в «материалах дела». Действительно, после «Перекрестка» вновь перекрестились кинопути Венеры Нигматулиной, Гани Кулжанова, Анастасии Темкиной и Адиля Есенбулатова. В этой тепленькой компании оказалась и победительница первых конкурсов красоты «Мисс Алма-Ата» и «Мисс Казахстан» Сауле Рахмедова. «Тепленькая» – в тему фильма: как вы уже поняли, снялись они в криминальной драме.

Точнее, в посткриминальной. Рейдерский захват бизнеса в 90-х аукнулся в наши дни, когда из темного прошлого, из безумия и бродяжничества пришел в крутой особняк безмерно одинокого и от того душевно опустошенного богача веселый тамада. Знакомый кинообраз страшного клоуна в узнаваемой локации «Десяти негритят» Агаты Кристи, замешанный на идее холодной мести, неотвратимости наказания и марксистско-даосском принципе единства и борьбы противоположностей.

IMG_0247.JPG Цвет настроения оранжевый, – говорится в досье ленты. – Символика цветов – важная часть замысла любого фильма… Что же означает оранжевый цвет? Цвет лампочки, стены, люстры, веревки в фильме «Сарабанда»… По восточным учениям оранжевый способствует сублимации и дает освобождение от таких пороков, как страсть, жадность и ревность… Оранжевый также соотносится с вулканами – струящейся энергией огня. Возбуждение и депрессия попеременно владеют теми, кто любит оранжевый цвет.

Стоп, а причем здесь «Сарабанда»? Это рабочее название фильма, и его музыкальный, и даже хореографический, как «танец мести», рисунок, причем да, оранжевого цвета. Средневековые испанцы столь чувственно, с кастаньетами да соблазняющими объятиями, танцевали сарбанду после хорошего урожая, что инквизиция окрестила ее дьявольской пляской. Но запрет – лучший пиар! Уже через пару веков эта золушка вышла из подполья и вошла в королевские покои Франции грациозной придворной дамой. Вскоре сарабанду танцевала вся светская Европа. А затем холодный гений Георга Фридриха Генделя облагородил ее настолько, что теперь его «Сарабанду» играют даже на похоронах.

И в этом фильме каждый станцевал свою сарабанду. Народную – оператор-постановщик Александр Рубанов, придворную – художник-постановщик Муниса Гулиева: запомнились сцены в «катакомбах» по свету, цвету (оранжевому), фактуре (заброшенный кирпичный завод) и «взгляду» камеры. Свой танец мести чувственно исполнили вышеназванные актеры плюс Дархан Дайырбек (Жанабай «Тамада»), Даурен Акшабаев, Марат Сарсенбаев и Дарига Хусаинова. Здорово сыграли и молодые актеры: Мадина Оспан, Ерлан Карибаев, Данияр Тажинов, Рустем Жаныаманов, Едил Анарбай…

досье.jpg

А какую «Сарабанду» сочинил и исполнил Бейбарс Джуманиязов? Видно, что он выложился по максимуму, пытаясь создать многослойную композицию: и криминальную драму, и философскую притчу, и гимн любви, и месседж молодым… Сценарист, над которым не стоял режиссер с ножницами. Не стояли, думается, и продюсеры из Arka Production, пустившие фильм в производство. Так что револьвер вытаскивать не пришлось. Но впереди последняя инстанция – те самые пресыщенные (в том числе и отсылками к лихим, романтизированным до розовой пены 90-м) зрители и озлобленные «самсебережиссерской» кинопродукцией критики (один из них точно был на пресс-показе). Как они оценят попытку «выйти из себя», на кою дерзнет, наверное, лишь один из ста? 

Здесь можно отделаться дежурной фразой «Завтра покажет», но важнее, думается, что покажет завтра в своем творчестве сам Бейбарс Джуманиязов.

Отец Генделя видел сына юристом, считая музыку несерьезным занятием, но четырехлетний (!) Георг по ночам, когда все в доме спали, прокрадывался на чердак, где стоял клавесин... А после пошел много дальше и выше. Наверное, потому что понимал: всех, сука, не перестреляешь!

IMG_0251.JPG
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале