Невыдуманную историю блокады Ленинграда показывают зрителям создатели фильма «Крик тишины»

Опубликовано: 03 Февраля 2019 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Санкт-Петербург
просмотров 7088

Сразу в двух российских столицах состоялась премьера военной драмы «Крик тишины». Оба показа, а также телевизионная трансляция картины на канале «Россия 1» 27 января, были приурочены к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Кинолента, созданная студией «Жанр» и «Продюсерской компанией Александра Литвинова», повествуя о самой тяжелой в истории человечества осаде, рассказывает о самоотверженности, мужестве и всепобеждающей любви. А еще она о подвиге, на который способен человек, независимо от возраста и обстоятельств.

фильм12.png

Симфония мужества

Сценарий картины создан по повести ленинградской писательницы Тамары Цинберг «Седьмая Симфония». О блокаде она знала не понаслышке. Тамара Сергеевна сама пережила эти тяжелые годы. Потеряв в 1942 году мужа и оставшись в блокадном городе с матерью и маленьким сыном, она была одним из бойцов местного сопротивления. В 1964 году Тамара Цинберг написала историю о двух детях-сиротах, которые были вынуждены бороться за выживание в осажденном городе. Именно их глазами в повести и показаны тяжелейшие испытания, выпавшие на долю ленинградцев.

Эту историю решил экранизировать продюсер Александр Литвинов, пригласивший для реализации творческого замысла сценариста Александра Бородянского и кинорежиссера Владимира Потапова.

кинорежиссер Владимир Потапов1.jpg В конце 2017 года наш сценарий, участвовавший в конкурсе Министерства культуры России, из почти трех десятков киноисторий был признан лучшим, – сообщила исполнительный продюсер «Продюсерской компании Александра Литвинова» Ольга Голомовзюк. – Получив поддержку, мы приступили к реализации проекта. Съемки фильма, к которым была привлечена профессиональная съемочная группа из Санкт-Петербурга, проходили в феврале и начале марта минувшего года в Санкт-Петербурге, в непростых для всей съемочной группы, а особенно для наших актеров, условиях. Как раз в эти дни стояли очень сильные морозы. Для съемок квартиры, в которой по сюжету жили наши маленькие герои, мы нашли подходящее помещение. Но оно не отапливалось. Мы грели его тепловыми «пушками», но этого было недостаточно. Дети мерзли, и мы больше всего боялись, чтобы они не заболели. Но все прошло отлично. Мы ни разу не остановились. Отсняли весь необходимый материал в срок. Своевременно закончили монтаж и озвучивание фильма, музыку к которому написал замечательный композитор Денис Пекарев, и сегодня показываем его одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. 43072108_2406552596085831_2812442042523713536_n.jpg

Девочка из прошлого

В фильме, как в книге, его создатели рассказывают историю девочки Кати, которая, потеряв родителей, сумела не только выжить сама, но и спасти от голодной смерти случайно оказавшегося у нее на руках мальчика Митю, которого бросила умирать собственная мать. Именно на любви и самоотверженности девочки-подростка по отношению к совершенно незнакомому маленькому мальчику, и сделан основной акцент.

Действие фильма происходит в зимние месяцы 1942 года. Сначала показан февраль, а затем действие переносится в декабрь того же года. Самые большие сложности у создателей картины возникли с отбором детей на главные роли. В поисках Кати и Мити кастинг-директор Ирина Кикимиди обошла десятки школ, детских садов и театральных студий Санкт-Петербурга.

фильм9.png Нам очень важно было, чтобы наши дети, особенно девочка, исполняющая роль Кати, была, что называется, из того времени, – делится кастинг-директор. – Мы отсмотрели десятки детей. В поисках нужных лиц я обошла весь Петроградский и Выборгский районы. Леву Гиршова, исполнившего роль Мити, мы нашли в одной из театральных студий. На тот момент ему было уже четыре года, но выглядел он младше своих лет: маленький, щуплый, такой какого мы искали. А вот 10-летняя Алина Саргина, сыгравшая Катю, оказалась младше своей героини. На кастинг она пришла вместе с младшим братом, которого мы смотрели на роль Мити. Увидев то, как она общается с мальчиком, я решила обязательно показать ее режиссеру и продюсерам. А еще меня поразили глаза Алины. Они у нее удивительные. Она мне напомнила игуменью в монастыре Святого Иоана Кронштадтского. И хоть Алина никогда не занималась в театральной студи и не имела опыта в кино, было решено ее посмотреть. В итоге, читая текст на пробах, безо всякой подготовки, она настолько прониклась к персонажам, что расплакалась. И даже у нашего режиссера Владимира Потапова на глаза навернулись слезы. В итоге девочка единодушно была утверждена на главную роль и прекрасно справилась с ней. фильм3.jpg

Делясь впечатлениями о первом опыте в кино, Алина рассказала, что в целом было не сложно и сниматься в кино ей понравилось. Девочка хорошо запоминает большие тексты и ей не трудно было их воспроизвести.

Трудно было из-за холода, – поделилась Алина. – Я постоянно мерзла, силы уменьшались и было тяжело играть роль. Больше всего понравились моменты, где мы с Митей и Вороновым едим суп. Было очень вкусно. Мы съедали по две тарелки. фильм6.png

О трудностях, связанных с физическими нагрузками отважная девочка умолчала. Дело в том, что в фильме десятилетней Алине пришлось очень много носить на руках закутанного в одеяло Митю-Леву. Ни в одной из сцен на манекен мальчика не заменяли.

Отлично справился со своей ролью и Лева Гиршов. У мальчика в фильме было всего несколько слов и все чувства и эмоции ему приходилось передавать взглядом и улыбкой. Для маленького актера – задача непростая, но Лева с ней отлично справился, влюбив в себя всю съемочную группу, а позже и зрителей, побывавших на премьере.

фильм4.png

Из жизни в кино

Большой удачей создатели картины считают и участие в ней актрисы Людмилы Ивановны Егоровой, ребенком пережившей блокаду.

Я одного года с нашим Митей – 1939-го, – делится Людмила Ивановна. – К началу блокады мне было два года. Мама была хирургической медсестрой и с началом войны записалась на фронт добровольцем. Отец же всю войну занимался восстановлением разрушенных мостов. Я и две мои старшие сестры остались на руках у бабушки и деда. Дед во время блокады умер, а мы все выжили. То, что бабушке удалось нас сберечь и самой не погибнуть – иначе как чудом не назовешь. Я мало что помню из того тяжелого времени, но одна картина отпечаталась в памяти на всю жизнь. Мы тогда жили неподалеку от Пискаревского кладбища. Я хорошо помню, как возле нашего дома остановилась машина, груженная телами умерших ленинградцев. К счастью, детьми мы не осознавали всего ужаса происходящего, и разглядывали грузовик и мертвых людей больше из любопытства.

Участие в съемках фильма «Крик тишины» Людмиле Ивановне запомнилось особой душевной обстановкой на площадке. Для актрисы, видевшей блокаду своими глазами, участие в кинопроекте было особенно важным и волнующим.

фильм2.jpg Было очень комфортно работать с Владимиром Потаповым и всеми, кто трудился над созданием фильма, – добавляет актриса. – Никакого напряжения. На площадке всегда царила спокойная, дружелюбная обстановка, позволявшая актерам не играть, а буквально проживать свои роли.

На одну из ролей в картину был приглашен знаменитый режиссер и актер Владимир Меньшов, сыгравший в фильме управхоза домовой конторы.

С Владимиром Валентиновичем мы работаем уже во второй раз, – поделился режиссер картины Владимир Потапов. – Первым фильмом был «07-й меняет курс», в котором он сыграл президента. Пригласить его на этот проект было нашей общей с продюсерами идеей. Мне хотелось, чтобы в роли управхоза в картине появился актер, в активе которого большое количество положительных ролей. Чтобы зритель с первого взгляда понял, что это настоящий человек: сильный, мужественный, порядочный. Владимир Валентинович никогда не играл подлецов и сомнительных личностей. Все его герои – волевые, честные и порядочные люди. Такие же, как и он сам в жизни. Прочитав наш сценарий, Владимир Меньшов согласился на участие в проекте. 51089078_2428670080480911_3882642885031493632_o.jpg

Эффект присутствия

Для съемок картины ее создателями были найдены улицы и дома, похожие на те, что описаны в повести «Седьмая симфония». В блокадный Ленинград современный город превращали при помощи компьютерной графики и кинохроники военных лет. Но в отличие от большинства фильмов о войне, в картине «Крик тишины» документальные кадры не используются в чистом виде, а вплетаются в киноповествование отдельными фрагментами и становятся с ним практически единым целым.

Моя идея состояла в том, чтобы придумать под документальную хронику монтажный ряд, – добавляет кинорежиссер. – Я отсмотрел около 3,5 часов сделанной в блокаду хроники, нашел в ней наиболее кинематографические кадры и придумал для них сцены с главными героями и другими персонажами картины. Это сцены, где Алексей Воронов, которого в нашем фильме играет актер Артем Быстров, идет домой и фрагменты, где они с Катей гуляют по городу. В сценарии было описание этих сцен. Но построить декорации и показать город таким, каким он был в годы блокады – нереальная задача. Поэтому некоторые сцены из сценария я заменил на хроникальные. На мой взгляд, мы ничего при этом не потеряли. А как раз наоборот – эффект присутствия в том времени получился еще более сильным. Есть известный кадр блокадной хроники, когда по набережной идет обессиливший от голода человек. В фильме мне захотелось спасти этого человека. В критический момент рядом с ним оказывается Алексей Воронов, который удерживает мужчину от падения и затем передает в руки подбежавшей дочери. В этой сцене зритель вначале видит реального персонажа документальной хроники, а через считанные секунды играющий его актер, вместе с другими персонажами, меняют ход исторических событий. В целом в фильме использовано около 3,5 минут документальной хроники, но в большинстве сцен ее трудно идентифицировать, чего мы собственно и добивались. «Раскрашивали» или колоризировали хронику на киностудии «Мосфильм». фильм 8.png

По признанию режиссера, тема блокады, как и Великой Отечественной войны в целом, для него особенная. В семье Владимира Потапова, в прошлом военного офицера, один дед воевал в финскую войну, другой – дошел до Берлина. По словам создателя картины, снимая фильмы о войне очень важно не искажать историю.

Работая с историческим материалом и пытаясь показать события прошлых лет, режиссер несет огромную ответственность перед зрителем, – считает Владимир Потапов. – Крайне важно показывать их без искажений. В работе над картиной для меня существенным было создание атмосферы действительности. Чтобы люди знали историю такой, какой она была, и помнили подвиг отцов и дедов, победивших в этой тяжелой войне. В своих фильмах я всегда стараюсь говорить правду. Надеюсь, мне удалось это сделать и в фильме «Крик тишины». По тому, как тепло фильм был принят на московской премьере, по аплодисментам, которые звучали в зале по окончании просмотра, мне показалось, что кое-что у меня получилось. фильм11.png

Аплодировали создателям фильма и на премьере картины в Санкт-Петербурге. Народный артист России Александр Жданов, делясь впечатлениями о фильме, не мог сдержать слез.

Блокада затронула нашу семью, – говорит актер. – В тяжелые годы мы потеряли двух близких людей: дедушку и старшего ребенка моей тети. Мама 12-летним подростком работала на Кировском заводе. Поэтому тема блокады мне небезразлична. На фоне того, что сейчас показывают в кино и по телевизору, этот фильм сделан просто, не помпезно и очень правильно. Здесь нет экшена и особых спецэффектов, но именно такой способ проникновения в людские души и сердца, самый верный. фильм.jpg
Хроника блокадного Ленинграда
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале