Почему 90-е ожили вдруг в фильме «Досье тамады»? Может потому, что призрак 90-х возвращается в страну?

Опубликовано: 19 Февраля 2019 Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | Алматы
Почему 90-е ожили вдруг в фильме «Досье тамады»? Может потому, что призрак 90-х возвращается в страну?
Кадр из фильма «Досье тамады»
просмотров 634

«Эх, так жалею, что родилась слишком поздно. Если бы в 90-е я была уже взрослой, то смогла бы вырвать свое, была бы сейчас богатой. Вот вы, что вы делали в 90-е?», – эти слова молодой соседки, с которой почти случайно разговорилась на скамейке во дворе, вспомнились во время просмотра нового казахстанского фильма «Досье тамады».

Я в 90-е читала, как всегда, книги, депрессовала, писала, экономила... А вы что делали? В те 90-е муж подруги, занявшийся бизнесом, как-то сказал мне: «Есть волки и овцы. Я тебя, конечно, уважаю, но ты овца, а я волк!». А через пару лет уже сама подруга, разведясь с мужем, заявила: «Ты хочешь пройти по жизни, не замарав рук. Можешь себе это позволить, потому что у тебя нет детей. Когда есть ребенок – думаешь о его будущем. Я... ради сына все сделаю. Надо будет – буду унижаться. А лучше... по головам пойду, но он ни в чем не будет нуждаться». Позже и я стала матерью, и иногда, не имея возможности дать детям того, что хотела бы дать, не раз вспоминала об этих словах. В нашей стране трудно небогатым сохранить достоинство. Правда, богатым еще труднее.


Драма «Досье тамады» о пятидесятилетних, которые в 90-е были амбициозными парнями, хотели успеха и считали, что имеют право сильного, сама эволюция на их стороне. Трудно что-то рассказывать о фильме, не рискуя проспойлерить. Скажу лишь, что в отличие от большинства лент на эту тему, так или иначе романтизирующих рэкет, «Досье тамады» предлагает увидеть за красивой картинкой то, что происходит в душах рэкетиров и их жертв через двадцать лет. Рядом с участниками драмы, уходящей корнями в 90-е, суетится, пытаясь урвать себе клочок младшее поколение (в фильме неожиданно и кажется необоснованно молодые оказываются человечнее старших).

Не стреляйте в тамаду...
читайте далее

Режиссер и сценарист Бейбарс Джуманиязов, выступая на пресс-показе, сказал, что старался не давать моральных оценок персонажам. Но так ли это? Действительно, даже в самом отвратительном из них есть что-то хорошее, человеческое, какой-то смысл он видит в своем существовании, именно о нем, о том, что свято для каждого человека, вспоминает в последнее мгновение жизни. А вот главные герои драмы смысл жизни, кажется, утратили. Один из них попытался вновь обрести его в мести.

0d0096aa-3c29-4b31-8a1a-bd123b1a8ada.jpg

Рабочее название фильма – «Сарабанда», и одноименное произведение Генделя звучит в «Досье тамады». Сарабанда – это испанский народный танец урожая, с арабскими и латиноамериканскими корнями. Резвый, озорной, темпераментный, соблазнительный танец, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет, не раз запрещался инквизицией, но запреты не сработали. Популярный танец постепенно стал придворным, приняв торжественный, величественный характер. Кардинал Ришелье в испанском костюме танцевал сарабанду перед королевой Анной Австрийской. «Музыка поздней сарабанды имеет уже суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе. Исполняется на похоронах», – поясняет Википедия.

Каждый из персонажей фильма танцует свою сарабанду: кто-то все еще пытается изображать карнавал жизни, кто-то – благородство поздней сарабанды, а для кого-то уже звучит погребальная музыка. Почему 90-е ожили вдруг в фильме «Досье тамады»? Может быть это поколение 40–50-летних пытается осмыслить пройденный путь? А может быть потому, что призрак 90-х возвращается в страну?

Кадры из фильма и съемочные эпизоды
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале