просмотров 482

Сколько таких Даников ночи проводят в саунах, а утром замаливают грехи? Чеховские страсти в новом фильме Фархата Шарипова

Опубликовано: 22 Апреля 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Сколько таких Даников ночи проводят в саунах, а утром замаливают грехи? Чеховские страсти в новом фильме Фархата Шарипова
АО «Казахфильм»

В рамках 41-го Московского международного кинофестиваля прошел показ фильма «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова. Критики дали картине самую высокую оценку, а представитель отборочной комиссии фестиваля Петр Шепотинник поставил ее в один ряд с лентами, соответствующими термину «кино морального беспокойства».

Фильмы этого направления обращаются к таким темам, как осуждение принципов государственной пропаганды, проблемы нравственного выбора человека в тяжелых условиях и сопротивление сложившимся обстоятельствам. Все эти слагаемые есть в «Тренинге личностного роста», снятом по мотивам романа казахстанского писателя Данияра Сугралинова «Кирпичи 2.0».

Главный герой ленты по имени Канат – банковский клерк средних лет, тихий и скромный человек, который из-за неумения подать себя уже семь лет занимает неприметную должность. После работы он возвращается в квартиру с обшарпанной дверью, в которой живет с мамой, страдающей частичной потерей памяти, и время от времени навещает бывшую жену и дочь-подростка, переживающую пубертатный период. Обеденные перерывы Канат заполняет тренингами личностного роста, где его учат визуализировать мечты и избавляться от «балласта» в виде ненужных людей, окружая себя только успешными личностями.

И вот однажды в судьбе главного героя появляется именно такой «правильный» человек – однокурсник Даник, построивший хорошую карьеру. Он-то и начинает учить Каната, как надо правильно жить.

Роль Каната играет актер Дулыга Акмолда, а Даника – Ержан Тусупов. По словам режиссера, эти артисты не впервые работают вместе и уже играли в тандеме на сцене алматинского Государственного театра драмы им. М. Ауэзова. Неудивительно, что они органично смотрятся в кадре. Но дело здесь, конечно, не только в актерской игре.   

Фархат Шарипов снял очень честное и жесткое кино, отражающее нашу реальность. В картине немало сцен, где автор сосредоточивается на проблемах Казахстана. Например, в фильме постоянно звучат разговоры о переходе государственного языка на латиницу, а в одном из эпизодов обсуждается переименование Астаны. Учитывая недавние события, может показаться, что Шарипов оказался пророком либо же специально к фестивалю наспех «вклеил» в свой фильм, снятый в 2018 году, этот актуальный эпизод. Сам режиссер пояснил, что эти разговоры велись давно, а он лишь озвучил то, что витало в воздухе. Наша повседневная жизнь в киноленте настолько узнаваема, что кажется, будто она соткана из наблюдений Фархата Шарипова и подслушанных им разговоров.

Сколько таких Канатов, живущих на одну зарплату, встречается не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве? Они смотрят на победителей жизни, подобных Данику, с открытым ртом и боятся признаться, что хотят быть похожими на них. И никого не волнует, что такие Даники ночью ходят по барам и саунам, а днем спешат в церковь или мечеть, чтобы замолить грехи. Как метко заметил Фархат Шарипов: таков нынче тренд.

Фильм очень тепло приняли в Москве, поскольку он демонстрирует гримасы нашей общей постсоветской действительности. И даже некоторые локации, например ресторан Chekhov, прекрасно вписались в реалии Белокаменной. В московском Камергерском переулке есть роскошное питейное заведение с аналогичным названием, изысканным меню и кусачими ценами.

Но у образованного человека, конечно, возникают ассоциации не с рестораном, а с чеховскими интонациями, отчетливо звучащими в фильме. Ведь Шарипов показывает нам трагедию «маленького» человека, который делает выбор между серой действительностью и возможностью подняться по социальной лестнице и разом решить все проблемы, но при этом изменив себе.

О таких людях говорил не только Антон Чехов, но и Федор Достоевский, и Николай Гоголь. Иной вообще может сравнить одну из героинь фильма – молодую проститутку – с Сонечкой Мармеладовой из романа Достоевского «Преступление и наказание».

В фильме Шарипова преступление тоже совершается, но вопрос, кто понесет наказание, остается открытым. Зрителю приходится гадать: причастен к нему Даник или нет. Режиссер намеренно не дает ответов, не занимается морализаторством и не становится на сторону кого-либо из героев.

Сам Фархат Шарипов отметил, что снял фильм о человеке, потерявшем память. Но это слово можно с легкостью заменить на «совесть».

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале