Скоро на киноэкранах – фильм Бейбарса Джуманиязова «Досье Тамады»!

Опубликовано: 05 Февраля 2019 Автор: Расул ШЫБЫНТАЙ | Алматы
Скоро на киноэкранах – фильм Бейбарса Джуманиязова «Досье Тамады»!
Кадр из фильма «Досье Тамады»
просмотров 2186

Как написать киносценарий мощной драмы, а затем снять по нему фильм за 11 дней, причем с крутыми актерами и без участия государства? Спросите у Бейбарса Джуманиязова! Его рецепт: щепотка бумажных самолетиков, слегка притомленный и глазированный образом лошади диван, хорошо отбитый ноутбук с ароматом стейка, горсть кочевников вперемешку с мелко нашинкованным искусственным интеллектом и щедро, но по вкусу (музицирующей рядом красавицы жены) – «Сарабанда» Генделя. Подавать блюдо «Досье тамады» следует горячим начиная с 21 февраля.

Бейбарс Джуманиязов-2.jpg

– Бейбарс, какой у вас кинематографический опыт?

– В полном метре «Досье тамады» – это мой дебют. Я прошел разные ступени погружения в профессию, выступая в разные годы сценаристом, ведущим, продюсером. По нескольким моим сценариям были сняты сериалы на национальном телеканале, документальные программы, игровое кино.

Лет пятнадцать назад мне стало интересно, с чего начинается кино, и я начал писать, хотя первые десятки страниц ждала судьба оригами и бумажных самолетиков.

Кадр фильма-2.jpg

– Как и когда пришла идея фильма?

– Это достаточно странная история. В прошлом году, весной, мне предложили написать сценарий для кинокомедии с лошадью в главной роли. Мне эта идея понравилась, но через час после запуска проекта деньги у инвесторов неожиданно кончились. У сценаристов часто бывает, что появляется некий азарт и, когда тебе ставят задачу придумать мир, ты это начинаешь делать – пусть даже «в стол». Весь мой запал в конечном итоге привел к написанию сценария «Досье тамады». Кстати, пока я писал сценарий, фоном часто звучала «Сарабанда» Генделя, и до недавнего времени фильм носил рабочее название «Сарабанда». Как эпилог к фильму это название сохранилось в нашей киноленте.

– Как писался сценарий?

– Сценарии я пишу лежа на диване с ноутбуком на груди, и это самое лучшее время – процесс создания сюжета. В голове обычно сидит несколько шаблонных правил создания драматургического произведения, и ты стараешься оставаться в их рамках. Потом тебя это раздражает, ты разрываешь шаблоны, а затем успокаиваешься… И дальше я пишу так, чтобы в конечном итоге это понравилось твоей жене.

Кадр фильма-5.jpg

– А как родилось название фильма?

– Название рождалось дольше, чем весь процесс написания сценария, съемок материала и большей части постпродакшна. Это был реальный челлендж для меня, всех моих близких и коллег. Я даже объявлял конкурс, где призом за удачное название фильма был безупречно прожаренный стейк из конины. Варианты рассматривались, отвергались, искались следующие. Шло время, ставка выросла до трех стейков и… Ну, об этом в газетах не напишут. В результате название придумал я сам.

– Сценарий изначально писался под определенных актеров, исполняющих главные роли?

– И да и нет. После прочтения сценария вторым режиссером нашего проекта Гульбаршын Абуевой и кастинг-директором Аидой Джанетовой было принято коллективное решение пригласить на пробы наших лучших актеров: Дархана Дайырбека, Венеру Нигматулину, Адила Есенбулатова, Азата Сейтметова. Только после их согласия работать в проекте некоторые элементы сценария были изменены.

Кадр фильма-12.jpg

– По каким критериям проводился кастинг?

– Кастинг проходил просто шикарно. Практически все приглашенные на пробу актеры соответствовали требованиям и задачам. Я хочу сказать огромный рахмет каждому, кто приходил на пробы! Это было волнительно и для них, и для постановщиков, и для кастинг-директора.

– Где проходили съемки?

– Съемки пару месяцев шли в головах режиссера, художника и оператора, а затем в Алматинской области.

Кадр фильма-13.jpg

– Были проблемы и казусы на съемочной площадке?

– Проблем я не помню, казусов тоже. Возможно, я сам был казусом и проблемой во время съемок. Например, мой младший сын часто звонил мне и громко смеялся над криками: «Приготовились! Тишина! Режиссер, выключи ты свой телефон, идут съемки!».

– Сколько длились съемки и последующий процесс монтажа, покраски, озвучки и прочего?

– Съемки прошли рекордно быстро. Часто бывает, что заложенного времени не хватает и количество съемочных дней приходится увеличивать, но в нашем случае благодаря слаженной работе команды, профессионализму второго режиссера Гульбаршын Абуевой и продюсера Дарына Рахимова съемочный процесс был сокращен до 11 дней.

Что касается постпродакшна, то он «классически» вылетел из всех графиков и продолжается по сей день. Кадр фильма-7.jpg

– На какую аудиторию рассчитан фильм – в возрастном и географическом аспектах?

– Хотелось бы отвлечь людей разных возрастов начиная от 16 лет до 100. В фильме играют взрослые актеры, они глубокие по содержанию, рельефные, как Марс, глубокие, как Марианская впадина, и высокие, как пик Тенгри. Молодежь в фильме задействована харизматичная, хоть и не на первых ролях. История этого фильма, думаю, одинаково интересна для людей разных стран и возрастов, поэтому специальных жестких ограничений я не вижу.

– Почему вами был выбран жанр социально-криминальной драмы?

– Мне легко ответить на этот вопрос. Мне нравится гиперболизация, когда сначала гуманность обесценивается, а в итоге любыми выразительными средствами показывается ее исключительная значимость. Только жанр драмы имеет такие возможности.

Кадр фильма-16.jpg

– В чем, по-вашему, популярность такого жанра в мире и, в частности, у нас?

– Это самый «удобный» жанр. Он правдивый, емкий, богатый. В такой драме больше реальности, чем в каком-либо другом жанре.

– Откуда пришло финансирование картины и каков ее бюджет?

– Это полностью независимый «индепендент»-фильм, состоявшийся благодаря близким мне людям. У меня был негативный опыт с телеканалами и одной государственной кинокомпанией, когда я пытался получить финансирование в прошлом. Все это напоминало ильф-петровскую главу из «Золотого теленка», где Бендеру срезали сценарий на основании того, что эра немого кино закончилась, а звукового еще не началась. Что касается цифр, то мне надо поднять все бумаги и посчитать. А это немного страшновато. Можно я этого делать не буду?

Кадр фильма-9.jpg

– Какие проблемы, на ваш взгляд, стоят сегодня перед кинематографической отраслью страны?

– Особых проблем я не вижу. Это моя дебютная работа, и, если она будет успешна, мы можем вернуться к этому вопросу, на который я уже буду иметь право отвечать, озвучивать проблемы и перспективы, делать глубокомысленные выводы.

– Где будет проходить прокат фильма?

– Прокат будет проходить почти во всех кинотеатрах страны с 21 февраля за исключением нескольких городов, которые выпали по независимым от нас причинам.

Кадр фильма-6.jpg

– Кого вы хотели бы поблагодарить за помощь в создании фильма, кого из команды отметить?

– Как я признался недавно своему другу и по совместительству оператору-постановщику Саше Рубанову, над проектом работали и работают исключительно хорошие и профессиональные люди. Все, кто не соответствовал этим критериям, отсеялись без особых для меня проблем.

Я всегда смеялся, когда во время вручения «Оскара» актеры или режиссеры благодарили Всевышнего, семью и студию-производителя. Ну что ж, пришло время посмеяться и надо мною, потому что те же самые чувства я испытываю к своей семье, друзьям и коллегам. Кадр фильма-15.jpg

– Какие далее проекты вам хотелось бы реализовать?

– Хочу снять фильм, как кочевники побеждают сошедший с ума искусственный интеллект в недалеком для нас будущем. То, что это будет именно так, я не сомневаюсь.

– Что бы вы хотели сказать зрителю вашей картины?

– Зрителю я хотел бы не сказать – я бы очень хотел спросить: как вам концовка фильма? Не затянул?

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале