В Тбилиси на 88-м году жизни умер Нодар Александрович Мгалоблишвили

Опубликовано: 27 Марта 2019 Автор: Андрей ЖДАНОВ | Алматы
В Тбилиси на 88-м году жизни умер Нодар Александрович Мгалоблишвили
Нодар Мгалоблишвили / Кадр из фильма «Формула любви»
просмотров 1088

В Тбилиси на 88-м году жизни умер Нодар Александрович Мгалоблишвили, мой любимый грузинский актер.

Он родился еще в Тифлисе (Тбилиси с 1936 года) и с детства познал нужду и бедность. Когда Нодару было 18, после полугодичной комы умер его отец. В связи с этим юноша, мечтавший с детства о профессии актера, после окончания школы поступал в надежде обрести стабильную работу и заработок в Грузинский политехнический институт. Но провалил экзамен по математике и сдал документы на актерский факультет Тбилисского театрального института, где выдержал все испытания и в 1954 году был принят в труппу Тбилисского академического театра им. Марджанишвили.

Сначала играл героев-любовников, но вскоре перешел на острохарактерные, преимущественно отрицательные роли, воплощая образы авантюристов, аферистов, злодеев, воров в законе и прочих вроде бы несимпатичных персонажей. Среди наиболее ярких театральных работ Мгалоблишвили, о которых я лишь читал, Актер («На дне» Горького), Освальд («Привидения» Ибсена), Хаки Адзба («Хаки Адзба» Киачели), Яго («Отелло» Шекспира), Теймураз Хевистави («Обвал» Джавахишвили).

Между тем в кино Мгалоблишвили дебютировал еще в 1958 году, то есть всего через четыре года после окончания института, в возрасте 27 лет. Но долго снимался лишь в эпизодах в фильмах грузинских режиссеров. В 1980 году сыграл роль второго плана в знаменитом мосфильмовском детективе «Огарева, 6».

Кстати, в этом единственном негрузинском фильме звучит собственный голос Мгалоблишвили, поскольку разговаривал он по-русски с сильным акцентом, и его всегда дублировали, в том числе такие популярные актеры, как Армен Джигарханян, Владимир Дружников, Владимир Сошальский, Владимир Татосов, Игорь Ясулович, Иван Краско, Борис Смолкин, Борис Химичев. За это Нодар Александрович неизменно тепло благодарил коллег.

А стал он широко известен в СССР только после телефильма Марка Захарова «Формула любви» (1984), где актеру досталась главная роль графа Калиостро. Но как ярко вспыхнула киноактерская звезда Мгалоблишвили, так же скоро она едва не закатилась.

С 1986 по 2000 год им были воплощены лишь считаные киногерои. Мне вспоминаются роли актера второго плана в «Катале» Сергея Бодрова-старшего и «Серп и молот» Сергея Ливнева. И в 1996 году во время короткой командировки в Тбилиси я даже пытался разыскать его и взять интервью, но не удалось – как мне объяснили в театре, труппа переживала не лучшие времена, и актер был где-то за пределами города, в сельской глубинке Грузии.   

Нодар Мгалоблишвили в роли Дьявола в сериале «Секунда до...».png

В 2001 году, во время правления Михаила Саакашвили, Нодар Мгалоблишвили отказался от высокой правительственной награды Грузии – Ордена Чести. На церемонию награждения не явился, а присланный орден вернул обратно без комментариев по почте.

А журналистам свой отказ объяснил так: после нескольких десятков лет безупречной службы в ведущем грузинском театре им. Марджанишвили и будучи хорошо известным в местных кино- и телевизионных кругах, актер, по его словам, был вынужден обращаться за помощью к друзьям в России и Украине, прося предоставить хоть какую-нибудь роль в любом фильме, чтобы заработать на жизнь.

Вышедший в 2002 году телесериал Дмитрия Светозарова «По имени Барон», в котором Нодар Александрович блестяще сыграл фактически лишь вторую главную экранную роль – жестокого и циничного, но по-своему справедливого крестного отца мафии, – вновь всколыхнул интерес к актеру в кино и на телевидении. И вновь – за пределами Грузии. Сразу после успеха сериала Мгалоблишвили сыграл не менее известные роли: главного злодея с намеком на самого Бен Ладена в сериалах «Спецназ» и «Спецназ 2», а также второплановых персонажей в «Диверсанте» и «Фаворском».

Но моей любимой ролью Нодара Мгалоблишвили стал его образ Дьявола в российско-украинской мистико-философской восьмисерийной драме «Секунда до...» молодого режиссера Алексея Колмогорова. В этом фильме я в очередной раз был сражен выражением его огромных глаз. Этот взгляд, амплитуду которого актер мгновенно меняет от цинизма и жестокости до человечности и сочувствия!

Дьявол-то он дьявол, но какой же мудрый пророк-интеллектуал! Не потому ли так много грешим, что на этом и том свете дьявол такой же обаятельный философ?! А взаимодействие на экране Мгалоблишвили и Александра Тютина в роли архангела Михаила, их споры о добре и зле, правах и правилах для светлых и темных сил (в чем фильм перекликается с «Дозорами» Лукьяненко и Бекмамбетова) я вообще считаю одним из лучших мужских тандемов в постсоветском кино.

В 2007 году, по окончании съемок в «Секунде до…», Нодар Александрович решил было покинуть киноискусство. Однако в том же году был приглашен на главную роль в картину режиссера Андрея Бенкендорфа «Исповедь Дон Жуана» вместо заболевшего Армена Джигарханяна – надо же было выручать актера-друга и режиссера.

Прощай, мой неподкупный Дьявол с очами пророка.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале