просмотров 462

Тасболат Мерекенов: из-за нападок на «Келин» я не переживал

Опубликовано: 17 Января 2020 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Тасболат Мерекенов: из-за нападок на «Келин» я не переживал
Тасболат Мерекенов / facebook.com

На счету продюсера Тасболата Мерекенова такие фильмы, как «Келин», «Небо моего детства», «Молитва Лейлы» и многие другие картины, отмеченные призы на международных фестивалях. Глава киностудии «Казахфильм» Арман Асенов называет его своим учителем. А сам Тасболат Тайболатович учился и перенимал опыт у таких талантливых организаторов кинопроизводства, как Зет Бошаев, Николай Шаповалов, Федор Лелюх, Александр Шевелев. Последний работал с самим Сергеем Эйзенштейном. Недавно Тасболат Мерекенов отметил 70-летие.

– Вы начали свою деятельность в 1970-х годах, когда продюсер назывался директором картины. В чем все-таки принципиальная разница между продюсером того времени и современным представителем этой профессии?

– Сейчас на рынке киноиндустрии очень много продюсеров: генеральных, креативных, линейных. В моем понятии это человек, который берет всю ответственность на себя: находит финансы, нанимает режиссера, отвечает за кастинг, его присутствие необходимо на всех этапах кинопроизводства. Он голова.

Но термин «продюсер», на мой взгляд, не совсем подходит бюджетным фильмам. Там, скорее, можно оперировать понятием «директор картины». Поэтому в государственном кинематографе эта классификация неверна по своей сути.

Сейчас очень много продюсеров новой волны независимых фильмов, которые не боятся рисковать, вкладывать свои средства, привлекать спонсоров. Ведь если ты делаешь картину на частные деньги, то отвечаешь за возврат финансов и другие обстоятельства. Поэтому я не считаю себя продюсером, хотя в моей биографии были случаи, когда я полностью брал ответственность на себя. Речь идет о фильмах «Прыжок Афалины» Эльдора Уразбаева по сценарию Адильбека Джаксыбекова и «Батыр Баян» Сламбека Тауекела.

– Отвлечемся немного от темы. У вас есть медаль «За воинскую доблесть». За что вы ее получили?

– Я служил в Североморске, в Мурманской области с 1969 по 1971 год. Был заместителем командира взвода. А медаль мне вручили за успехи в боевой и политической подготовке.

– Ваша деятельность началась с фильма «Тайна поющего острова»…

– Не совсем так. В 1975 году я, как администратор, работал над короткометражным фильмом «Кусен-кусеке» Едиге Болысбаева по повести Саина Муратбекова. А потом уже в моей жизни случился первый полнометражный фильм Серика Райбаева «Тайна поющего острова». Лента рассказывает о том, как группа ребят отправляется на поиски древнего города. Картина снималась на Иссык-Куле, в Ашхабаде, Красноводске. Тогда мне было 29 лет.

– Один из ваших учеников – глава «Казахфильма» Арман Асенов, который тоже является продюсером. А кого вы воспитали еще?

– С Арманом мы впервые работали на фильме «Кек» Дамира Манабая. Я старался ему помогать во всем, давал советы, а потом он пошел дальше. Арман везде говорит, что я его учитель, и я с этим отчасти согласен. Также своим наставником меня считают Анара Жунусова, Шынара Борибаева, Адиль Кожаберген.

Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с замечательными людьми – директорами картин, организаторами кинопроизводства. Это Таниберген Хажиев, Нина Ашканова, Нина Лаврик, Анара Кашаганова, Анатолий Брицов, Олжабек Айтикенов, Болат Искаков и мой самый первый директор картины Ерболат Тогузаков. Ныне он востребованный актер.

Тасболат Мерекенов 02.jpg

– Как вы относитесь к новому поколению продюсеров?

– Нормально. Сейчас время другое – время новых технологий, компьютерной графики. Оно бежит быстро, и ты просто не успеваешь за ним. А они успевают.

– Вы являетесь продюсером нашумевшего фильма «Келин» Ермека Турсунова…

– Сначала в качестве режиссера выступил Ерлан Нурмухамбетов, но оказалось, что это не его тема. В итоге за фильм взялся Ермек Турсунов, изначально выступавший в качестве автора сценария. В сюжете важную роли играли яки. Помню, как мы их искали по всему Казахстану, но в итоге привезли из Кыргызстана. Потом их специально дрессировали, чтобы животные выполняли все режиссерские команды.

– Вы переживали, когда на фильм начались нападки из-за той сцены с козой? Когда мальчик выходит из сарая с этим животным со спущенными штанами?

– А что переживать? Речь шла о прототюркской цивилизации, а не о том, что это были современные казахи. Представьте, насколько давно происходили события, описанные в картине.

Это же не прямое обращение, это жизнь. Там и хоронили по-другому, это другой параллельный мир. Мы просто показали общечеловеческие ценности, а все остальное – частности. Ермек Турсунов, безусловно, большой художник, мастер.

Марат Сарсенбаев: я снимаю фильмы не о детях, а для детей
читайте далее

– Но, тем не менее, фильм оценили. Я помню, что писали о том, как на одном фестивале картину заметила даже Катрин Денев. У вас есть рецепт, как обеспечить фильму удачную прокатную судьбу?

– Все зависит от режиссера, сценария, команды, но даже самый хороший сценарий можно запороть. Некоторые снимают авторское кино. Попав в настроение времени, они выстреливают, получают призы. Нельзя понять, что получится на финише. И тому есть масса примеров. Вот, например, Нурлан Коянбаев с его фильмом «Бизнес по-казахски в Корее» заработал на сегодняшний день огромную сумму в прокате. Это кино снято на потребу дня. Но будут ли о нем помнить потом? Это ведь тоже вопрос. А фильмы «Транссибирский экспресс», «Ангел в тюбетейке», «Конец атамана», «Кыз-Жибек» уже остались в истории.

– Какое качество для продюсера самое главное?

– Знание и предвидение. Нужно заранее предвидеть все ситуации, чтобы дойти до финиша. А дальше все будет зависеть от проката. Это коллективный труд, но в большей степени все зависит от сценария, режиссера и конъюнктуры на рынке.

– Какие съемки в вашей жизни были самыми тяжелыми?

– Все съемки тяжелые. Каждый фильм – это новые условия, новые люди, объем работы, запросы, прокат, человеческий фактор, с каким режиссером работаешь – все предвидеть невозможно. Это целый комплекс взаимосвязанных между собой факторов.

– Над чем работаете сейчас?

– Закончил фильм «Женимпаз» («Победитель») режиссера Бахыта Каирбекова. Это лента о первом олимпийском чемпионе-казахе, борце Жаксылыке Ушкемпирове. В Алматы прошла премьера этой картины. Кроме того, я отдал на питчинг фильм по сценарию Талапа Ибраимова. Это такая камерная лента про старика и девушку. Еще один фильм, отданный мною на питчинг, рассказывает про нашего легендарного партизана Ади Шарипова. Он был зампредом кабинета министров Казахской ССР. В общем, ждем результатов. Ну и киностудия «Казахфильм» запустила несколько сценариев, над фильмами по которым, надеюсь, буду работать.

– А чем занимаетесь в свободное время?

– Я люблю футбол. Считаю, что нужно поддерживать физическую форму, поскольку без нее ничего не будет. Но главная моя любовь – это, конечно, кино. Лет 45 я уже работаю на киностудии. Когда запускается фильм, я всегда стараюсь присутствовать на съемочной площадке, вот и сейчас нахожусь в ожидании новых съемок.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале