просмотров 974

Уроженец Алматы Александр Баранов рассказал, как стал матерым режиссером в Москве

Опубликовано: 03 Июля 2020 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Уроженец Алматы Александр Баранов рассказал, как стал матерым режиссером в Москве
Александр Баранов (слева) / facebook.com

Уроженец Алматы Александр Баранов является одним из сценаристов культовой ленты «Игла». Сейчас он живет и работает в России. Именно Баранов снял ремейк «Джентльменов удачи», наделавший много шума. В интервью «ЭК» режиссер рассказал о связи с родным городом, сотрудничестве с Тимуром Бекмамбетовым и отношении к критике.

– Александр Николаевич, сейчас зрители смотрят ваш сериал «Березка» на канале «Россия». Главная героиня Варя Горшкова из небольшого городка попадает в прославленный танцевальный коллектив. Флобер как-то сказал: «Мадам Бовари – это я». Варя в какой-то степени – это тоже вы. Ведь когда-то вы приехали завоевывать Москву, а теперь матерый режиссер с солидной фильмографией…

– Сначала я был матерым на киностудии «Казахфильм». А потом переехал в Москву, где года четыре сидел без работы. Снимал клипы, рекламу, помогал организовывать депутатские выборы. В общем, жил на подработки. Что касается режиссерской профессии, то поначалу мне предлагали снимать «стрелялки», но я отказался, и больше меня не звали. А потом улыбнулась удача – попался сценарий фильма «Участок» хорошего автора Леши Саповского (в главной роли снялся Сергей Безруков. – Авт.). Кто именно посоветовал мою кандидатуру, я не знаю до сих пор. Говорили, что один талантливый кинокритик, работавший на «Первом канале».

– А вы, кстати, верите в принцип землячества? Что в Москве люди из одного города и страны помогают друг другу?

– Нет, не верю. Я, наоборот, замечал, что земляки здесь разбегаются и мало общаются друг с другом. По крайней мере, про казахстанское землячество я ничего не знаю. Вообще, этот город разводит людей, а иногда и целые семьи.

– Часто приезжаете в Алматы?

– Последний раз был в 2004-м или 2005-м. Потому что у меня до сих пор не было отпуска. Ведь каждый год запускались какие-то новые фильмы. Из одного проекта выходишь и входишь в другой.

– Вы знакомы с нынешним руководителем киностудии «Казахфильм» Арманом Асеновым?

– Да, знаю его. Когда я работал на «Казахфильме», Арман был актером и каскадером. Услышав о его назначении на пост руководителя киностудии, я сначала удивился. Но Арман Асенов, конечно, пробивной, деловой человек. Когда я приезжал в Алматы, он мне рассказывал: «Сейчас я продюсирую один проект, затем другой, третий». Он мой хороший товарищ.

Миркурбанов с котом.jpg

– А как вам работалось с Игорем Миркурбановым в сериале «Тайна кумира»? Он ведь тоже наш земляк. Знаю, что Игорь Витальевич очень строг к текстам и может вносить значительные правки в сценарий. Не сложно было находить с ним общий язык?

– Как раз наоборот. С хорошими актерами работается легко. Игорь Миркурбанов – очень талантливый и умный артист. Он же понимает, что режиссер говорит что-то не просто так. А если с чем-то не соглашается, то объясняет почему. И если ты понимаешь, что он прав, то зачем спорить?

Текст пишут сценаристы, которые не знают, где я буду снимать, какие актеры будут принимать участие в картине. Иногда ты просто видишь, что текст не подходит актеру. Приезжая на площадку, ты сначала оцениваешь ее: как она пахнет, как выглядит, сочетается ли со сценарием... Сценарий же постоянно меняется – не радикально, но все же.

– Насколько сложно было работать над историческим фильмом «Екатерина»?

– Когда я пришел на картину, она уже была запущена. Подготовительный период проходил без моего участия. А если костюмы найдены, то какая разница, какое время снимать? Кстати, снимать XVIII и XIX век гораздо легче, чем 70-е годы. Потому что люди еще помнят cоветское время и возникает больше проблем с костюмами, фактурой, которая уже почти ушла из нашей жизни.

– А художники-постановщики говорят, что тяжелее всего снимать 90-е годы…

– С 90-ми полегче, потому что в то время уже появились зарубежные машины, но попробуй-ка найти новый автомобиль того периода! И даже если человек хорошо ухаживает за транспортом, то видно же, что он старый. Но главное – не костюмы, а понимание того, что снимаешь.

– Вы сотрудничали с Тимуром Бекмамбетовым. Как относитесь к формату скринлайф, который он активно пропагандирует?

– Тимур всегда был новатором. Видимо, он хорошо чувствует современность. И хватается за это. А как это выходит, я не знаю.

unnamed.jpg

– А еще вы участвовали в создании кинопроекта Тимура Бекмамбетова «Елки-2».

– Я помню, у меня появилась неделя отдыха между двумя проектами и меня попросили снять новеллку. Это был эпизод с участием персонажа Петра Федорова, который переодевается в Деда Мороза, и девочки, ждущей своего папу. И тут случается чудо!

– А сами верите в новогодние чудеса?

Крючкова о своей карьере, супруге и гастролях в советской Алма-Ате
читайте далее

– Конечно. Самое большое чудо – это мои дети.

– Вы были режиссером фильма «Джентльмены, удачи!», спродюсированного Тимуром Бекмамбетовым. Расстроились, столкнувшись с критикой ленты?

– Нет, потому что я не видел причины расстраиваться. Все говорят про советский вариант Александра Серого. Но я считаю, что тот, кто любит ту картину, пусть смотрит ее, а кто хочет – смотрит нашу. Мы сняли современную вариацию истории, да и сюжет практически не повторяется. Фильм, конечно, критиковали, но в кинотеатрах он прошел хорошо.

Я долго сомневался, браться за эту работу или нет. А потом попросил посмотреть фильм Александра Серого своих детей, которые тогда были подростками, – им он показался слишком длинным. Темп современной жизни ускоряется. У молодежи все-таки другое восприятие, у них клиповое мышление. Многое кажется молодым людям скучным и длинным. Хотя картина Александра Серого, конечно, гениальная.

– Над чем работаете сейчас?

– Недавно закончил работу над лентой «Теорема Пифагора» с участием Егора Бероева и Марии Куликовой. Это современная история о взаимоотношениях. Кроме того, мне предложили еще несколько проектов – как исторических, так и современных. Сейчас я над ними размышляю.

– Вы верите в судьбу?

– И в судьбу, и в свободу выбора. Во все сразу.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале