просмотров 568

В Москве проходит Еврейский кинофестиваль

Опубликовано: 28 Июня 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
В Москве проходит Еврейский кинофестиваль
rtvi.com

В российской столице проходит пятый Московский еврейский кинофестиваль. Вопросы миграции, попытка самоопределения нации, поиск идентичности, феномен еврейской мамы, вызовы современности и значение отдельной личности в истории – все эти темы звучат в рамках международного кинособытия.

«Здесь и сейчас»

В фильме Романа Шумунова «Здесь и сейчас», например, поднимается проблема миграции. Главный герой картины Андрей, переехавший с семьей из России в бедный район небольшого израильского города Ашдод, проходит все круги мигрантского ада. Пока его отец попадает в больницу, Андрей должен одновременно работать, репетировать и в то же время полноценно заботиться о сестре, потому как органы опеки не дремлют. Главный герой находится на грани отчаяния. Единственной отдушиной для него является подготовка к фестивалю хип-хопа.

Здесь и сейчас 2.jpg

Несмотря на, казалось бы, жизнеутверждающий финал, в котором брезжит надежда на лучшее будущее, картина оставляет послевкусие безысходности. Кто-то из великих сравнил драматическое произведение с лестницей, в которой должна быть площадка для отдыха. Такое сравнение означает, что вполне естественно, когда герой преодолевает препятствия на пути к цели – это один из столпов драматургии и жизни вообще. Но иногда зрителю нужно давать небольшой отдых, поэтому в судьбе персонажа должно происходить что-то хорошее. Иногда при просмотре возникает ощущение, что в судьбе Андрея нет просвета.

Но те люди, которые все-таки пережили переезд в другую страну, могут с уверенностью сказать: «Верю!» режиссеру. Может быть, потому что его картина идеально попадает в их настроение. И все описанные в ней ситуации вполне узнаваемы для «понаехавшего».

Здесь и сейчас.jpg

Кстати, проблема миграции знакома Роману не понаслышке. В возрасте 17 лет он, уроженец Грузии, проживший детские годы в небольшом черноморском городе, переехал в Израиль по студенческой программе. Фильм Романа также участвовал в международных кинофестивалях в Иерусалиме и Санта-Барбаре.

2.jpg

Еще одна картина, уделяющая внимание проблемам мигрантов, – фильм «Синонимы» режиссера Надава Лапида, завоевавший «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Правда, в этой картине, наоборот, главный герой сбегает из Израиля в Париж и пытается стать своим среди чужих, уже став чужим среди своих. Буквально в первый же день по приезде в новую жизнь он теряет вещи и деньги, но все же старается остаться на плаву, изучая французский язык по словарю синонимов. Эта притча о поиске себя не может оставить зрителя равнодушным.

Тема миграции также звучит в фильмах «Инжир» и «Конец одного дня». В самом Израиле, кстати, наблюдается очень жесткое, почти репрессивное отношение к мигрантам. И это касается не только бюрократических препон при получении документов. Но даже в аэропортах всех прибывших в страну проверяют так тщательно, как не проверяют ни в одном государстве мира. В этом я убедилась и сама, когда в прошлом году побывала в Израиле – одной из своих любимых стран.  

«Обещание на рассвете»

Нельзя не отметить фильм «Обещание на рассвете» Эрика Барбье, в основу которого легла одноименная автобиографическая повесть французского писателя еврейского происхождения Ромена Гари. Картина рассказывает о безграничной любви женщины по имени Нина Кацева к своему ребенку. Однажды под смех соседей она дает обещание, что ее сын обязательно станет великим писателем и генеральным консулом Франции. Так действительно и происходит… Но перед этим матери и сыну предстоит пройти череду тяжелых испытаний, которые изменят их жизнь навсегда.

Обещание на рассвете 2.jpg

Эрик Барбье снял пронзительную историю о том, как любовь может стать хорошим стимулом для того, чтобы преодолеть невозможное. Кажется, что материнская любовь – явление универсальное и понятное для любого народа, но для представителей еврейского этноса она имеет особый смысл. Недаром еврейские мамы часто являются героинями анекдотов и беззлобных шуток. Они убеждены, что на свете нет никого лучше их ребенка, и стараются внушить эту мысль ему самому. В еврейской культуре женщина-мать – глава семьи, хозяйка рода, которая не перестает играть эту роль даже когда, ее сын или дочь становится взрослым человеком. Причем у евреев такое положение дел не считается потворством инфантилизму, и дети в подобных условиях вырастают вполне самостоятельными людьми.  

Эта особенность еврейской матери хорошо отражена и в фильме «Обещание на рассвете». И, конечно, в картине показаны этапы биографии писателя Ромена Гари: его служба во французской армии, летные подвиги во время Второй Мировой войны, писательская деятельность.   

Обещание на рассвете.jpeg

Кстати, выдвигалась версия, что писатель мог быть сыном российского актера Ивана Мозжухина, к которому героиня питала нежные чувства. И в процессе просмотра возникало ощущение, что она вложила всю свою нерастраченную любовь к этому человеку в своего сына Ромена. Именно с ее подачи Ромен Гари стал тем, кем он стал.

Теме холокоста, трагичной для еврейского народа, посвящен фильм «Отец ночь», главный герой которого Жанис Липке во время оккупации Риги прятал у себя в доме более 50 евреев. Эта картина, кстати, ранее уже была представлена на Московском международном кинофестивале.

Все фильмы, показанные на кинофоруме, так или иначе являются отражением еврейского менталитета. Вообще, фестиваль показывает, что еврейский кинематограф сложился как обособленное явление, имеет свой колорит и стиль, как, например, французский или итальянский. Когда знакомилась с программой фестиваля, подумала, а вот можно ли говорить о феномене казахского кино?

28_main.jpg Не думаю, что будет уместно сравнивать казахов (или казахстанцев) с евреями, хотя сама постановка вопроса вроде бы к этому располагает. У евреев есть священные писания, они на протяжении многих веков подвергались гонениям и преследованиям, этот народ стоит у истоков одной из важнейших мировых религий, в некоторых протестанских церквях евреев чтят как первонарод и молятся за них, – поясняет кинокритик и режиссер Тулеген Байтукенов. – Современные фильмы на еврейскую тематику – это как раз попытки отрефлексировать, где находятся евреи сейчас, после веков тяжелых испытаний. Евреи в культурном и эпистемологическом смысле даже не народ, а тема. И снимают про нее режиссеры во всем мире. И будут снимать вечно.

По словам Тулегена Байтукенова, на этом фоне казахстанский кинематограф вряд ли может как-то ярко себя обозначить. Более того, у двух отечественных режиссеров, Ермека Турсунова и Рустема Абдрашова, в творчестве проявилась еврейская тема – у первого в фильме «Жат», у второго – в картине «Подарок Сталину».

Адильхан Ержанов.jpg Феномен кино для меня – это самобытный жанр. Культура социальная и культура кинематографическая не имеют ничего общего, потому перенос традиций и истории в плоскость кинематографа не решают проблемы отсутствия собственного жанра, – поясняет режиссер Адильхан Ержанов. Французы создали полар на основе нуара, японцы сделали кэнгеки-эйга на основе вестерна. Когда наши киношники изобретут новый жанр или модернизируют известный, тогда и можно будет говорить о неком феномене. Но сейчас есть лишь отдельные хорошие работы, без общего вектора.

Но отдельные отечественные фильмы, конечно, отражают казахстанскую ментальность. К таким картинам Тулеген Байтукенов как раз отнес бы фильм Адильхана Ержанова «Ласковое безразличие мира». Это драматичная и прекрасная история о современных Козы-Корпеше и Баян-Сулу, которые не сумели адаптироваться в нынешних жестоких реалиях.

А вот в эпоху «Новой волны», считает Тулеген Байтукенов, самым «казахским» фильмом можно назвать ленту «Конечная остановка» о парне, который возвращается из армии в родной аул, пришедший в запустение.

А я (как это ни странно) вспомнила бы также комедию «Келинка Сабина» Нуртаса Адамбая, хотя она и не имеет отношения к фестивальному кино. Ведь образ келинки, которая пытается приспособиться к жизни в новой семье, архетипичен для казахстанского общества. В последнее время в отечественном кинематографе появляется бесчисленное количество фильмов на семейно-патриархальную тему, например сериал «Домашние войны».

В этот ряд я бы включила картину «Оралман» о казахской семье, возвращающейся на историческую Родину из Афганистана. Режиссер ленты Сабит Курманбеков в одном из своих интервью рассказал, что замысел фильма возник у него после того, как он прочитал немало материалов о репатриации. А главный месседж его картины – показать человека, любящего свою суровую Родину вопреки всем ее недостаткам и обстоятельствам.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале