• USD 372
  • EUR 421
  • RUB 5.57

В начале ноября в Японии прошел Токийский кинофестиваль, входящий в десятку самых престижных кинофорумов мира

Опубликовано: 12 Ноября 2018 г. Автор: Галия БАЙЖАНОВА | г. Алматы – Токио
В начале ноября в Японии прошел Токийский кинофестиваль, входящий в десятку самых престижных кинофорумов мира
©ЭК/Галия БАЙЖАНОВА
просмотров 2452

В начале ноября в Японии прошел Токийский кинофестиваль, входящий в десятку самых престижных кинофорумов мира. Хотя сейчас ему приходится жестко конкурировать с другими азиатскими фестивалями, попасть именно в Токио стремятся кинематографисты всей планеты – в этом году оргкомитет получил чуть ли не 2 000 заявок из 109 стран мира.

Токийский кинофестиваль интересен не только своей программой, звездами и премьерами азиатского фестивального кино. Он привлекает еще и японским колоритом – невероятным миксом современности и древних традиций. В Японии уживаются исключительная консервативность и не ограниченные ничем фантазия и креатив, раскрепощающие любое воображение. Роботизация и автоматизация коснулись в Стране восходящего солнца практически всех аспектов жизни, но при этом здесь сохранились человеческая теплота и отзывчивость. Подчеркнуто бережное отношение к природе контрастирует здесь с высокими технологиями, которые подчиняют себе все законы физики. Ну где еще лифт поднимет вас на 49-й этаж ровно за 40 секунд?

Токийский кинофестиваль проходил в комплексе 51-этажных небоскребов Roppongi Hills, построенных местным магнатом. Эти здания выдерживают землетрясения выше девяти баллов. Здесь находятся основной кинотеатр фестиваля Toho Cinemas и развлекательное пространство Roppongi Hills Arena, где была проложена красная дорожка. Церемонии открытия и закрытия состоялись в небольшом кинотеатре Ex Theater Roppongi.

Самая необычная красная дорожка в мире

Дефиле по красной дорожке Токийского кинофестиваля – пожалуй, одно из самых ярких и незабываемых зрелищ в киномире. В большом азиатском карнавале участвуют не только звезды японского и мирового кино (в этом году за последних отдувался британский актер и режиссер Рэйф Файнс), но и дети, косплееры, ростовые куклы и маскоты. Что интересно, в Японии свой маскот есть даже у полиции! Причем в каждом городе стражей порядка символизирует отдельный мультяшный персонаж.

1.jpg

Участники кинофестиваля, шествующие по красной дорожке, стараются выделиться не только экстравагантными костюмами. Команда японского фильма Hard-core вышла с одним из героев фильма – роботом, а съемочная группа картины «Хроники путешествующей кошки» – с котиком.

В фаворитах – европейцы

Программа Токийского кинофестиваля включала больше 180 фильмов. В рамках основного конкурса было представлено всего 16 картин, включая драму казахстанца Эмира Байгазина «Река». В итоге Гран-при и приз за лучший сценарий завоевал французский фильм «Аманда» Микаэля Херса. Это драматичная и очень трогательная картина о том, как непросто быть отцом, особенно если ты этого совсем не планировал. Главный герой ленты – молодой риелтор. Он живет со своей старшей сестрой и ее дочерью Амандой. Парень не самый лучший дядя на свете – периодически он опаздывает за племянницей в школу и уделяет ей мало времени. Но после того, как его сестра погибает в результате теракта, герою приходится заменить девочке отца. В «Аманде» нет ничего кардинально нового – ни поисков свежего киноязыка и экспериментов, ни нового мира, о котором мы ничего не знаем. Но это не помешало картине поразить всех зрителей от обывателей до критиков. Интересно, что ранее фильм был показан в Венеции, но остался без призов, а «Река» Байгазина там же получила награду за режиссуру.

2.JPG

Другой триумфатор 31-го Токийского кинофестиваля – итальянский фильм «Порочность надежды», снятый Эдуардо Де Анжелисом. Это крайне мрачная драма о женщине, которая торгует детьми африканских беженок. Ее отношение к этому бизнесу кардинально меняется, когда она узнает, что сама беременна. Лента получила два приза: за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Специальный приз жюри и награду за лучшую мужскую роль завоевал датский фильм «Перед заморозками» Михаэля Ноэра. В картине рассказывается о бедном фермере, который мечтает выбраться из нищеты, выдав дочь замуж за богатого землевладельца.

Приз за художественный вклад присудили картине самого звездного конкурсанта Рэйфа Файнса «Белая Ворона». Лента повествует о танцовщике Рудольфе Нурееве. Единственным азиатским фильмом, который наградили в Токио в нынешнем году, стала картина «Другой мир» Дзюндзи Сакамото. Лента получила приз зрительских симпатий. Это интимная автобиографическая драма о том, как трое 40-летних мужчин переживают кризис среднего возраста и пытаются восстановить свою детскую дружбу.

Казахстанцы на Токийском кинофестивале

Казахстан на кинофестивале представляли два фильма. Кроме «Реки» Эмира Байгазина в Токио была показана картина Адильхана Ержанова «Ласковое безразличие мира», ранее участвовавшая в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. В Токио эта лента была включена в программу для мэтров «Фокус». Адильхан Ержанов оказался в компании любимцев кинофестивалей: итальянца Паоло Соррентино, француза Оливье Ассайаса и мексиканца Карлоса Рейгадаса.

3.JPG

Я поинтересовалась у программного директора Токийского кинофестиваля Еши Ятабэ, почему один казахстанский фильм попал на конкурс, а другой – в престижную, но все же гостевую программу? Он ответил, что, к сожалению, теперь организаторы не включают в основной конкурс участников из Канн. Поэтому был выбран фильм Байгазина. При этом г-н Ятабэ отметил, что фильмам Ержанова, да и вообще всем картинам из Казахстана в Токио всегда рады. Все помнят, как Сергей Дворцевой, когда-то представивший в Японии фильм «Тюльпан», увез домой главную награду фестиваля, а Жанна Исабаева, которая показывала там в прошлом году ленту «Света», получила неплохие отзывы от кинокритиков. «Для меня казахстанское кино – совершенно особое явление. Это каждый раз открытие! – признался Еши Ятабэ на встрече с журналистами. – Мне самому интересно, почему вы так быстро развиваетесь в этом направлении и снимаете такие потрясающие фильмы».

Современное японское кино

Одним из бонусов Токийского кинофестиваля стало знакомство с японской киноиндустрией. В рамках мероприятия можно было посмотреть не только картины молодых режиссеров с большим фестивальным потенциалом, но и самые обсуждаемые коммерческие фильмы. Расскажем лишь об одном из победителей категории Japanese Cinema Splash – Кацуми Нодзири, снявшем фильм «Врать маме». Эта драма посвящена одной из самых актуальных проблем в Японии – суициду.

Герой фильма – молодой парень, страдающий от депрессии. Он решает покончить жизнь самоубийством и вешается прямо в своей комнате. Его мать становится случайной свидетельницей трагедии, пытается вынуть сына из петли, падает без чувств и… теряет память. Когда она приходит в себя, дочь решает не травмировать ее и рассказывает, что брат уехал в Аргентину. Мать пишет сыну письма и посылает ему разные вкусности. Страшная правда открывается на семейном торжестве, когда выясняется, что все домашние устали от бесконечного вранья… С этого показа зрители выходили в слезах. Получая награду, Кацуми Нодзири сказал, что снял очень личный фильм – его брат покончил с собой.

Вечеринки

На всех кинофестивалях мира вечерние ивенты, званые ужины и обеды – это лучшее место для знакомств, расширения деловых и личных контактов и получения самой свежей и часто неформальной информации. В Токио с кинематографистами жаждут познакомиться представители японской Гильдии режиссеров, программной службы фестиваля и, конечно, сам директор мероприятия.

Развлекательная программа для гостей насыщенная и включает посещение традиционных суши-баров и дегустацию блюд национальной кухни, но самая веселая вечеринка – это караоке-пати от директора Токийского кинофестиваля Такео Хисамацу. Сдержанные с виду японцы раскрываются там на полную катушку. Гостям дают не только микрофоны, но и бубны, трещотки и перкуссии. В результате не скучает никто.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале